Сухова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО - Екатеринбург)
  • Член Молодежного Комитета ЕАРПП 
Сухова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО - Екатеринбург)
  • Член Молодежного Комитета ЕАРПП 
Психоаналитические дискуссии
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Н.А. — Наталья Александровна Сухова

О.Н. — Олеся Николаевна Яковлева

 

О.Н.: Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, о вашем совместном с Маргаритой Александровной Тюриной проекте литературного клуба «Психоаналитические дискуссии».

Н.А.: Можно сказать, что наш клуб создавался с момента организации Молодёжной секции ЕАРПП. Изначально идея состояла в том, чтобы сделать некую площадку для понимания и отреагирования чувств, эмоций от прочитанной книги или статьи, совместной рефлексии о том, как они могут быть связаны с теоретическими положениями.

Мы решили брать для обсуждения статьи и отдельные главы из книг. Книгу целиком обсудить за 1,5 часа очень сложно.

Клуб просуществовал 2 учебных года, проведено шесть встреч, соответственно, прочитано шесть произведений.[1] Мы подбирали переведённые статьи из различных отечественных психоаналитических журналов, вестников, сборников. Предварительно рассылали их участникам, чтобы у всех была возможность подготовиться к встрече. Некоторые приходили, не полностью прочитав, кто-то вообще не успевал ознакомиться с текстом. Разговор шёл своим чередом. Возникали идеи, чувства, многие говорили –прочитаю точно. Мало было тех, кто вообще не знакомился с текстом: если интерес возникал, то хотя бы пролистывали.

Существует огромное количество видеоконтента и видео можно «слушать» параллельно с другими занятиями. Но чтение – совершенно иной процесс, необходимо время, чтобы сосредоточиться, а изучению психоаналитических статей нужно уделять много времени. Поэтому мы старались выбирать небольшие тексты, которые можно осилить за короткое время.

 

О.Н.: Действительно, такие встречи очень нужны. В группе общее поле само по себе способно направить на осмысление. Волей-неволей остановишь свой жизненный бег на 1,5 часа, чтобы почитать и задуматься.

Н.А.: Если говорить о поле, то эти 1,5 часа – пространство, в котором можно приблизиться к тому, на что обычно не хватает времени. Многие моменты, которые ты не видишь в статье, проясняются в процессе дискуссии с коллегами. Обсуждение психоаналитическои ̆ литературы способствует формированию профессиональной идентичности начинающего специалиста, его взглядов на процесс психотерапии. О возможности обсуждать разные точки зрения, чувства и ощущения, возникающие при знакомстве с психоаналитическими текстами и с художественными литературными произведениями можно прочитать в нашем журнале, в статье, посвящённой одной из встреч литературного клуба «Психоаналитические дискуссии».[2]

 

О.Н.: Как в дальнейшем развивался проект литературного клуба?

Н.А.: В рамках Молодёжной секции в 2022 году был организован онлайн-проект «Аналитик и пациент. Аспекты психоаналитических отношений», который я вела самостоятельно, при поддержке приглашённых тренинговых аналитиков. Мы встречались в онлайн-пространстве, и, опираясь на психоаналитические статьи, рассматривали теоретические и практические взгляды выдающихся аналитиков; искали ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе психоаналитического взаимодействия между аналитиком и пациентом. Группа была открытая, встречались раз в два-три месяца. Мы прочитали и обсудили статьи Д. Мильтона «Пациент как внутренний объект аналитика: Почему и как мы нуждаемся в наших пациентах?», П. Фонда «Некоторые заметки о психоаналитических отношениях и сеттинге» и др. С 2023 года проект был преобразован в «Живой разговор» проект, посвящённый встрече с авторами статей и дискуссии о проблемах, освещаемых в их статьях в журнале ЕАРПП «Пространство психоанализа и психотерапии». 

 

О.Н.: На Вас как-то повлияла работа в обсуждаемых проектах?

Н.А.: Да, конечно. Когда мы разрабатывали темы, то исходили из собственного профессионального интереса. Приходилось много читать. 

 

О.Н.: То есть можно сказать: хочешь сам прочитать много статей, организуй клуб чтения.

Н.А.: Да. Во время работы клуба «Психоаналитические дискуссии» я работала над дипломным проектом, поэтому многие статьи мне уже приходилось ранее анализировать самостоятельно. Но на встречах их содержание раскрывалось дополнительными гранями, что, несомненно, обогащало моё понимание. Моя выпускная работа была посвящена способам работы с деструктивным поведением клиентов, поэтому выбор тем встреч и статей не был случайным. В статьях авторы описывали свои сложные случаи, как они справлялись, проживали напряжение. Некоторые даже сами были на грани безумия. Как дальше идти, как это всё проработать? 

На многое появлялся совершенно другой взгляд. Приглашённые тренинговые аналитики и супервизоры очень многое давали. С позиции опыта они направляли внимание группы на различные аспекты. Например, делились своим опытом проживания абсолютно разных ситуаций с клиентом. На встречи клуба приходили коллеги, которые ещё даже не начинали практику, и только начинающие, когда есть 1-2 клиента в работе; они задавали свои вопросы, очень значимые для группы. Что мне очень нравилось в этих встречах – это абсолютно разные взгляды. Понятно, что начинающие коллеги задавали вопросы, которые можно назвать «супервизорскими». Тем не менее, они могли открываться хотя бы чуть-чуть, даже через обсуждение статьи.

Появление тренинговых аналитиков привлекло большее количество участников. В итоге набралось 10-15 человек, постоянный состав. Это оптимальное количество для такой группы.

 

О.Н.: Большое спасибо, Наталья Александровна, за то, что нашли время и поделились своим опытом ведения проектов, посвящённых чтению психоаналитической литературы!

 



[1] Темы и статьи литературного клуба «Психоаналитические дискуссии»:

Тема: О переносе. Дискуссия по книге Дж. Сандлера «Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса». (Глава, посвященная переносу)

Тема: Самораскрытие психотерапевта. Польза или вред? Дискуссия по книге И. Ялома «Лжец на кушетке»

Тема: Как я стал психоаналитиком? Формирование психоаналитической самости. Дискуссия по книге П. Кейсмента «Обучение у жизни: становление психоаналитика»

Тема: Разыгрывание в переносе и контрпереносе. Дискуссия по книге «Психоаналитические границы и их нарушения» Г.Габбард, Э.Лестер, глава 7.

Дискуссия по статье Д. Кинодо, К. Обри и др. «Профессия психоаналитик: отвага и мужество на грани безумия»

Дискуссия по статье Д. В. Винникотта «Ненависть в контрпереносе»

[2] Сухова Н. А. Самораскрытие психотерапевта: да, нет или воздержимся? // Пространство психоанализа и психотерапии. No 4. – 2021. – С. 42-46. Ссылка на электронную версию: https://journal-earpp.ru/articles/samoraskrytie-psihoterapevta-da-net-ili-vozderzhimsya

 

Другие статьи выпуска №13
ОБРАЗОВАНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗЕ: традиции и современность
Коряков Я.И.
Фай М.
Крутькова А.В.