Н.В. — Наталья Васильевна Костогорова
О.Н. — Олеся Николаевна Яковлева
О.Н.: Наталья Васильевна, расскажите, пожалуйста, о своём проекте, посвящённом чтению психоаналитической литературы.
Н.В.: С 30 октября прошлого года начался проект Молодёжной секции ЕАРПП «Психоаналитические встречи по понедельникам». Вместе с участниками мы разбираем книгу Г. Габбарда и Э. Лестера «Психоаналитические границы и их нарушения». На каждой встрече присутствует приглашённый тренинговый аналитик или супервизор ЕАРПП, встреча проходит на платформе Zoom раз в месяц в полуоткрытом формате группы.
До того, как начать вести данный проект, я принимала участие в различных проектах, где разбиралась психоаналитическая литература, что дало мне предварительное представление о том, с какими сложностями мне придётся столкнуться. Читать самостоятельно психоаналитическую литературу нелегко; её можно много раз перечитывать и каждый раз находить новое. Я помню сильное сопротивление, возникавшее у меня в других проектах по разбору книг самостоятельно эти книги почти не читаются. Зачастую только перед встречей, второпях, ты пытаешься быстро что-то прочитать. Если кратко, заранее никто ничего не читает, либо очень бегло и так, что прочитанное невозможно обсуждать.
Во время изучения книги «Психоаналитические границы и их нарушения» я стала размышлять о том, как же лучше представлять изложенный в ней материал. Просто читать в группе? А как бы мне самой было интересно разбирать сложный текст по психоанализу? Наверное, если бы мне кто-то рассказывал про книгу! Я решила исходить именно из этой идеи и потому начала делать нескучные презентации, которые сопроводила картинками, вызывающими эмоциональный отклик, чтобы материал лучше запоминался. Если что-то можно было изложить в виде схемы, то я ее делала. В конце презентации приводила список литературы, который упоминался при разборе главы и той, которую можно купить на русском языке. Последние слайды состоят именно из перечня такой литературы, также они включают запоминающиеся картинки. В свои первые презентации я включала определения терминов, понимая, что работаю с начинающими специалистами. В список литературы обязательно входит словарь по психоанализу, в частности, я рекомендую «Критический словарь психоанализа» Чарльза Райкрофта.
По многим книгам можно сделать конспект, краткие тезисы. Книга «Психоаналитические границы и их нарушения» будто изначально состоит из одних тезисов глубина и обширность материала затрудняют сокращения и интерпретации.
Возможно, для бесплатного проекта проделанная работа покажется слишком затратной по времени со стороны ведущего, но для меня этот проект оказался очень интересен, поэтому затраченные усилия того стоят.
О.Н.: Каким образом проходит встреча?
Н.В.: Возможны два варианта. Первый – материал из презентации представляется постепенно, группа вовлекается в обсуждение совместно с присутствующим тренинговым аналитиком или супервизором. Второй вариант – вся презентация представляется целиком и затем обсуждается весь представленный материал.
О.Н.: Судя по тому, как Вы рассказываете о методике подготовки и проведения встреч, складывается впечатление, что у вас есть педагогическое образование и опыт преподавания, так ли это?
Н.В.: Моё базовое образование психолого-педагогическое, в настоящее время я готовлюсь к защите кандидатской диссертации по социальной психологии. В аспирантуре у нас был хороший учебный курс по преподаванию в высшей школе, в том числе, нас учили, как готовить материал к занятиям, была практика проведения семинаров. Так что опыт и знание теории преподавания у меня есть.
О.Н.: Расскажите, пожалуйста, о динамике группы.
Н.В.: Группа набралась сразу большая, 20 человек, за год группу покинули всего два участника. На каждой встрече присутствует 15-16 человек, группа полуоткрытая, это значит, что желающие могут присоединиться на любой встрече. В рекламе уже нет надобности – количества участников достаточно для того, чтобы было интересно групповое взаимодействие.
Мне самой очень нравится в этом проекте возможность работать и взаимодействовать с тренинговыми аналитиками и супервизорами из разных региональных отделений. Это очень ценный опыт для меня и для участников, ведь каждый специалист уникален по-своему. Возникает ощущение, что при общении часть опыта и уникальности каждого специалиста передаётся и тебе, что очень важно. Присутствующий тренинговый аналитик или супервизор комментирует материал, задаёт вопросы, может вообще превратить обсуждение в интерактивную игру, изменив направление общения, и вся группа вовлекается в поиск ответа, размышляет, анализирует, что определяет динамику встречи.
О.Н.: Я думаю, что ЕАРПП как институция во многом уникальна. Особенно в аспекте изобилия образовательных программ и проектов, как для начинающих специалистов, так и для коллег с большим практическим опытом. Как Вам кажется, может быть, цель встреч по понедельникам не только в образовании и в чтении?
Н.В.: Наверное и в том, чтобы побудить интерес к психоанализу, к его сути. Например, мы все вместе размышляем о том, почему важно не нарушать границы. Мне нравится слово «любопытство». А как это работает, что получится? Мною движет любопытство. Интересно, любопытно – а смогу ли я? А что у меня получится? А что будет в итоге? Смогу ли я быть интересным преподавателем, способным удержать аудиторию? Хочется передать это любопытство и группе.
О.Н.: За любопытством, драйвом, искренним интересом всегда стоит что-то, пусть не грандиозное, но очень нужное людям. Если вы чем-то заряжены, то и участники, которые к вам приходят, тоже заряжаются этим. Видно ли это в группе, возможно, сами участники как-то изменились?
Н.В.: Мне кажется, они потихоньку начинают чувствовать себя в большей безопасности. Это заметно по тому, как они включаются в обсуждение первоначально многие молчали, им было страшно как-то проявиться. Сейчас потихоньку уже и истории какие-то рассказывают и делятся переживаниями из своего опыта, и не боятся спрашивать.
О.Н.: Есть ли какая-то тема или глава, которая получила наибольший эмоциональный отклик у группы?
Н.В.: Очень эмоциональной была глава о ранней истории нарушения границ в психоанализе, про то, как сами отцы психоанализа нарушали эти границы, с конкретными примерами. Это вызвало у группы много ярких эмоций. Обсуждали, как происходило формирование понимания того, зачем нужны эти границы. Пробовали исследовать путь – как и к чему пришли, как складывалось история развития понимания важности соблюдения границ.
О.Н.: Я правильно поняла – участникам нужно прочитать главу перед встречей?
Н.В.: Да, верно. Но не все читают, я на этом никак не заостряю внимание. Значит, сейчас будем разбираться вместе. Моя цель не в том, чтобы контролировать, а в том, чтобы запустить любопытство и интерес эту книгу прочитать.
О.Н.: Ваши ожидания и реальность от этого проекта – они совпали?
Н.В.: Нет, не совпали. Я не ожидала такого интереса к материалу, который готовила, что для меня было удивительно. Отметить интерес со стороны всех участников проекта, для меня это очень значимо. В основном, я переживала о том, чтобы у меня получилось заинтересовать аудиторию, и чтобы материал был понятен. Результат превзошёл мои ожидания. Участникам понравилось, они благодарны – у меня получилось.
О.Н.: Планируется ли продолжение проекта в следующем учебном году?
Н.В.: Конечно планируется! В этом году мы дочитаем книгу Габбарда и Лестера, а на следующий год подберём другую.
О.Н.: Наталья Васильевна, спасибо большое за интервью! Искренне желаю успехов Вам и Вашему проекту «Психоаналитические встречи по понедельникам»!