В номере, посвящённом психоаналитическому образованию, невозможно обойти стороной такую форму организации группового изучения теории психоанализа, как литературный клуб. Формат литературного клуба, в свою очередь, предполагает дискуссию участников как вид обратной связи.
Литературные (книжные) клубы, как правило, возникают в каждом научном психологическом сообществе. Их могут организовывать студенты и преподаватели, если речь идёт о ВУЗе, начинающие или уверенно продолжающие свою практику коллеги.
Коллективное прочтение книги (монографии) или статьи становится методом и формой освоения навыка чтения специальной литературы. У участников клуба есть вполне конкретная цель прочитать источник, усвоить и запомнить материал. Какие задачи решаются путем достижения этой цели? Например:
– организация пространства обучения. Чтение — один из ведущих способов дополнительного активного обучения. Но для того, чтобы разбираться в непростых терминах и смыслах профессиональной литературы, нужна дисциплинированность и усидчивость. Книжный клуб решает вопрос с мотивацией, так как участники дают обязательство читать вместе, а также позволяет учиться активно — через совместное обсуждение книги и дискуссию. Участие в литературном клубе позволяет черпать знания не только из книг, но и учиться друг у друга;
– включение в профессиональное сообщество. Актуально как для специалистов, только начинающих свою практику, для интеграции и знакомства с коллегами, так и для давно практикующих профессионалов, для неформального профессионального общения, а также для передачи знаний и опыта начинающим коллегам;
– профилактика эмоционального выгорания. Обсуждение клинических примеров, разбор различных взглядов именитых аналитиков помогает преодолевать фрустрацию, возникающую при работе с «трудными» пациентами. Участие во встречах помогает переключить внимание и сделать паузу, получить удовольствие от чтения.
Иногда дискуссия становится основой таких встреч, а прочитанная литература – средством развития умения говорить на профессиональные темы. В интервью коллег есть примеры разных моделей и форм организации подобных клубов в рамках образовательных программ ЕАРПП.
Эти клубы объединяет общая цель – совместное чтение и осмысление психоаналитической литературы. А вот формы и методы реализации этой цели различны, так как определяются личностными особенностями ведущих их собственным видением процесса (драйвы, мотивация, предшествующий опыт, личная история и т.д.), владением различными способами работы с группой, наличием опыта передачи материала, и, конечно же, творческими способностями в широком смысле этого слова.
Выражаем глубокую признательность коллегам, нашедшим время для беседы и поделившимся своим опытом ведения литературного клуба, и других образовательных проектов, – Крутьковой Александре Викторовне, Костогоровой Наталье Васильевне, Суховой Наталье Александровне, Тюриной Маргарите Александровне и Семёновой Ольге Александровне!