Яковлева (Князькова) Олеся Николаевна
  • Психолог, психоаналитический психотерапевт
  • Член ЕАРПП (член правления РО-Самара)
  • Кандидат педагогических наук
Яковлева (Князькова) Олеся Николаевна
  • Психолог, психоаналитический психотерапевт
  • Член ЕАРПП (член правления РО-Самара)
  • Кандидат педагогических наук
Журнал как время, место и обстоятельство
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Стало традицией проводить «круглые столы», посвящённые журналу «Пространство психоанализа и психотерапии», на площадках конференций ЕАРПП. На «круглых столах» мы знакомим наших читателей со знаковыми событиями, новостями (особенные интервью, выпуски, темы и т.п.) из жизни журнала. Также на таких встречах нам важно услышать отклики и пожелания наших читателей.

Одной из задач журнала является содействие развитию культуры научного творчества в сообществе ЕАРПП. Журнал, в широком понимании этого слова, — площадка для роста профессиональных умений и навыков коллег, а также такого личностного свойства, развивающегося в процессе профессиональной аналитической деятельности, как «аналитическое мышление». Развитое аналитическое мышление предполагает наличие навыка (помимо прочих) работы со специальной профессиональной литературой (чтение, запоминание, анализ, способность применять полученную информацию в профессиональной деятельности), а также умение представлять результаты собственной практики в теоретической форме (доклад на конференции, статья).

В июне 2023 года в рамках XI Межрегиональной Психоаналитической Конференции «Новые реалии — новые границы? Изменение понятия нормы в современном психоанализе» в г. Москва редакция журнала провела «круглый стол» — дискуссию на тему «”Пространство психоанализа и психотерапии” как место раскрытия творческих сторон личности и роста профессионализма членов ЕАРПП».

В этой связи нам показалось важным рассказать о журнале не просто как о некоем артефакте, материальном носителе информации, освещающем те или иные вопросы, но и о его символическом измерении сквозь призму трёх факторов, влияющих на продуктивность научно-творческой деятельности: времени, места и обстоятельств. Понимание совокупности и структуры пространственно-временных, причинно-следственных и символических характеристик конкретной деятельности позволяет расширять представления о наших возможностях.

 

ВРЕМЯ

Качественный скачок в развитии любой культуры всегда был обусловлен изобретением письменности. Благодаря созданию письменности человеческая культура стала развиваться семимильными шагами. Появление первых печатных станков на Востоке и в Европе стимулировало мощное развитие общества и даже смену культурных эпох.

Журнал — это голос своей эпохи, периода, культуры. С этой точки зрения, журнал — хранитель времени. Печатное слово позволяет связывать во времени разные события, размышления, персоналии. Научная публикация в солидном журнале — это открытый диалог (дискуссия) с коллегами настоящего, прошлого и будущего.

Журнал инвестирован временем и для времени. Ему уделяют время авторы, редакторы, дизайнеры, программисты, читатели.

Нам показалось важным рассказать о журнале не просто как о некоем артефакте, материальном носителе информации, освещающем те или иные вопросы, но и о его символическом измерении сквозь призму трёх факторов, влияющих на продуктивность научно-творческой деятельности: времени, места и обстоятельств.

На подготовку отдельной темы номера у редакции уходит около года. Сначала появляется идея, затем формулируется тема, продумывается смысловое наполнение, идёт переписка с авторами, работа с переводами, берутся интервью, проделывается огромная редакторская и корректорская работа с текстами, подбирается художественное оформление выпуска, осуществляется его вёрстка. Как правило, редакция работает одновременно над несколькими темами и номерами.

У авторов подготовка статьи для журнала, естественно, также занимает время. Чисто техническая подготовка статьи с начинающим автором (в тандеме с редактором), согласно нашему опыту, требует 6-8 месяцев (вычитывается текст, даются конкретные рекомендации по доработке текста, идеи и т.п.). Это требует от автора огромного терпения и высокой мотивации научиться писать статьи, оформлять свои теоретические изыскания в научно-публицистическом стиле. Следует помнить, что ещё до обращения в редакцию автор уже многое сделал самостоятельно. Возможно, статья является продолжением дипломного или магистерского исследования, или вовсе резюмирует некие итоги многолетней практики. Подготовить научную статью иногда бывает сложнее, чем монографию, так как статья должна укладываться в определённый объём, минимумом слов выражая максимум смысла. Однако трудности на первых порах (затраты большого количества времени, многократная коррекция текста, его доработка) сторицей окупятся в будущем, так как вы работаете над формирование бесценного навыка — представлять свои научно-теоретические изыскания в письменной форме. 

Журнал инвестирован временем и для времени.

 

МЕСТО

Журнал буквально, физически даёт возможность авторам публиковаться. На страницах научных журналов исследователи могут быть увидены и услышаны своим профессиональным сообществом. Грамотных, пишущих авторов всегда знают и уважают, не только в своей стране, но и за рубежом. От публикации к публикации можно наблюдать профессиональный рост, развитие конкретных научных идей, глубину мысли исследователя. Посредством публикационной активности аналитик всегда растёт профессионально, осваивая жанр научной статьи, развивает своё аналитическое мышление. Регулярность подготовки научных публикаций требует не только глубоких познаний в своей профессиональной сфере и особого вида мышления, но и строгой дисциплины, способности к глубокой рефлексии, волевых качеств.

Журнал — это место регистрации событий. Мы стараемся по возможности освещать все знаковые события ЕАРПП для того, чтобы у вас была возможность «посетить» конференцию заочно, обратиться к её ключевым идеям и ведущим докладам. Для тренировки писательских навыков, мы призываем коллег готовить и публиковать в Журнале синопсисы докладов конференций, пробовать писать обзоры и отклики на события (киноклубы, клубы чтения литературы, просветительские проекты различных комитетов), а также книги, которые выпускают наши коллеги.

Журнал — это место встречи и дискуссии (конференция на бумаге). Место, в котором может развернуться та или иная проблема, мысль. На страницах «Пространства психоанализа и психотерапии» есть отдельная рубрика «Дискуссия», в ней мы публикуем статьи, приглашающие читателей и авторов к свободной дискуссии — обсуждению какого-либо вопроса в печатной форме.

Журнал — это место, в которое можно всегда вернуться — перечитать статью, интервью, синопсис.

Журнальная подборка — это библиотека, уникальность которой состоит в том, что она посвящена актуальным темам, волнующим специалистов «здесь и теперь». Конечно, отдельный выпуск не может охватить всего многообразия и всех нюансов отдельной проблемы, но может задать вектор, побудить профессиональное сообщество к осмыслению той или иной темы.

Журнал — это место для развития субъекта и сообщества. Отдельные авторы, представляя свои научные, исследовательские изыскания на страницах журнала, одновременно обогащают общее поле профессиональной группы, поддерживают её развитие. 

Подготовить научную статью иногда бывает сложнее, чем монографию, так как статья должна укладываться в определённый объём, минимумом слов выражая максимум смысла.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

В русском языке существует восемь видов обстоятельств: места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели, условия и уступки.

Эта часть речи отвечает на многочисленные вопросы: как? каким образом? насколько? в какой степени? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? почему? на каком основании? зачем? с какой целью? при каких условиях? вопреки чему?

Все эти вопросы, относящиеся и к написанию статьи, возникают в голове у начинающего автора сразу же, как только он задумывается о публикации. Ответы на них должны быть найдены в процессе многолетней практической работы над публикациями и помогают сформировать в сознании

образ действия, представления об условиях и этапах деятельности. Со временем и опытом возникнет устойчивая репрезентация, касающаяся всех аспектов работы над статьёй, параллельно сложится ваш индивидуальный ритм подобной научно-творческой деятельности.

Журнал — это место регистрации событий.

На первых порах начинающим авторам может помочь взаимодействие с редакцией Журнала. Редактор помогает доводить публикации до ожидаемого образа. Он не пишет за вас. Как и в анализе, мы не предлагаем пациентам готовых решений. Мы вместе находимся в процессе размышления, поиска образа, слова. В этом же ключе нужно «выстрадать» и публикацию, пройти через муки творчества, постараться выразить свои мысли максимально связно и лаконично, обращая внимание на замечания редактора.

Ведущие вопросы обстоятельства причины — почему я должен (должна) это делать? на каком основании (пишут статью)? При написании статьи автор может опираться на практику, накопленные знания, понимание того или иного вопроса. Иногда, наоборот, может оттолкнуться от незнания, тогда написание статьи на определённую тему преследует цель восполнить пробел в знаниях. В любом случае, работа над текстом должна приносить вам удовольствие. Вы никогда не заставите себя сделать хорошо то, что не приносит вам удовольствия, драйва.

Для чего нужно писать статьи? Зачем тратить на них время? Ответ у каждого свой. Однако глубинная цель, наверное, всегда связана с импульсом к познанию. Написание качественной статьи — этап развития клинического мышления и научного творчества.

Обстоятельство меры и степени отвечает на следующие вопросы: в какой мере, какого качества, проработанности, наполненности, научной новизны должна быть статья? В какой степени отвечать запросам сообщества?

Журнал — это место для развития субъекта и сообщества.

В начале пути ни у кого не получится писать настолько глубокие статьи как у М. Кляйн, О. Кернберга, Н. МакВильямс и других титанов. Все начинают с простого. Важно постепенно учиться укладывать свои размышления в текст. Если вы профессионально доросли до подготовки доклада на конференцию, следующий этап — доклад обязательно нужно попробовать преобразовать в статью.

Для того, чтобы впитывать качества хороших статей важно самостоятельно систематически читать отечественные и зарубежные журналы и монографии. Чтение первоклассной литературы воспитывает хороший вкус, учит писать. Во время чтения нужно обращать внимание на то, как автор разворачивает мысль, как оперирует понятиями, как приходит к умозаключению, с чего начинает и как делает выводы. Именно так вначале начинает формироваться образ действия (как пишутся статьи). 

Как и в анализе, мы не предлагаем пациентам готовых решений. Мы вместе находимся в процессе размышления, поиска образа, слова.

 

ЭСТЕТИКА

В точных науках есть правило, которое можно обозначить так: формула или теория, над которой работает исследователь, должна быть красивой. Красота — критерий истинности.

Экстраполируя эту идею на наши размышления, можно утверждать, что помимо трёх осей, представляющих пространственные, временные и причинно-следственные характеристики писательского мастерства, мы можем представить ещё и четвёртую, выражающую эстетическое измерение. То есть то, что связано с сублимацией, творческими усилиями, аутентичностью автора, мыслителя.

Помимо потенциала к созиданию, творческие способности также предполагают и так называемую «негативную» способность (выражение поэта Джона Китса — то состояние, когда человек предается сомнениям, неуверенности, догадкам, не гоняясь нудным образом за фактами и не придерживаясь трезвой рассудительности). Развитие негативной способности обуславливает формирование навыка создания нарратива (повествования). Как мы писали вначале, статью нужно «вЫносить», «выстрадать», так как истинное творчество всегда требует времени для раздумий и наблюдения. Тогда итоговая формула ваших размышлений будет лаконична, проста, красива.

Речевые структуры — структуры мышления. Только работа над нашим исследованием, представленным в письменной форме, позволяет нам углубляться в изучении научных идей. Если мы не создаём письменных опор, то каждый раз будем вынуждены заново изобретать велосипед.

А находятся ли у вас время и место, чтобы оформить свой теоретический и практический профессиональный опыт в статью? Или всё же есть некие обстоятельства, мешающие этому осуществиться?

Очень надеемся, что наши размышления найдут у вас отклик. Ждём ваши статьи, дорогие коллеги!

Другие статьи выпуска №13
ОБРАЗОВАНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗЕ: традиции и современность
Блицстен Л.