Что день грядущий нам готовит...
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Паду ли я, стрелой пронзённый,

Иль мимо пролетит она,

Всё благо: бдения и сна

Приходит час определённый;

Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход!

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

Сможем ли мы исцелить прошлое посредством его нового понимания? Куда приведет нас текущая ситуация? Как это откликнется в истории человечества через год, десятилетие, сотню лет? Что означает практиковать психоанализ в мире глобального кризиса? Этими вопросами задаётся Альфред Маргулис (Alfred Margulies), тренинговый аналитик из Бостона в своей статье «Трансформация психоаналитического опыта и практики в эпоху Ковид-19». Мысли автора простираются от античных мифов и историй о потерянном рае до потерянности чувства «дома» у человека эпохи соцсетей и мира глобализации.

Во время пандемии линии социального разлома вновь раскрылись и не могут остаться незамеченными. Наша этика человечности проходит проверку в том, как в период катастрофы мы сохраняем человеческую способность откликаться на зов Другого.

 Маргулис размышляет об этике не как научной дисциплине, а как психоаналитик, отсылая нас к понятию Любви к ближнему и к тому, что значит концепция Будущего и бытия-к-смерти для человека.

Сможет ли человеческое общество, пройдя горнило пандемии, стать «чем-то большим» и как это может быть сделано. Будет ли голос психоанализа, сегодня, к сожалению, тихий, услышан. В период пандемии технологии и их развитие позволили психоаналитикам и анализандам сохранить работу по исследованию бессознательного. Впустив друг друга в свой реальный мир — квартиры, дома, кухни и автомобили — мы стали ближе. При этом диссоциация души и тела в условиях угрозы жизни оказалась воплощённой в реальность.

Особенно остро социальное дистанцирование воспринимается в культурах, в которых ежедневное личное общение и телесность являются значимыми. Рикардо Ломбарди (Riccardo Lombardi) итальянский психоаналитик и теоретик психоанализа делится своими клиническими впечатлениями об анализе в период самоизоляции в статье «Коронавирус, социальное дистанцирование и тело в психоанализе». Ломбарди цитирует швейцарского художника Пауля Кле (Paul Klee): «Наполовину окрыленный, наполовину заключенный, вот, что есть человек!». Он обращает внимание на уникальную возможность, которую даёт нам пандемия: исследовать отношения анализандов с реальностью; и на то, как катастрофа создаёт возможности для активизации психического развития пациента, развития его терпимости к фрустрации и освобождения от принципа удовольствия. Этот психический прогресс берет начало в теле человека, которое становится полем для противостояния сознательного и бессознательного перед лицом осознания человеком своей смертности.

Трагический контекст пандемии, поместил отношения тела и души в центр психоаналитического внимания. В статье приведены заслуживающие внимание клинические примеры взаимодействия и взаимной вовлеченности аналитика и анализанта, отражающие различные аспекты особенностей переживания человеком в анализе реальной ситуации катастрофы, угрозы смерти тела, и вместе с тем творческих возможностей и новых перспектив, которые открываются нам в неизбежных кризисах и неопределенности.

По мнению Ховарда Левина (Howard B. Levine), доктора медицины, сооснователя Группы по изучению психоаналитического процесса и Бостонской группы по психоаналитическим исследованиям, коронавирус разоблачил и внес свой вклад в «неприкрытую жестокость нашего времени». В своей статье «Предварительные размышления о кризисе, вызванном пандемией COVID-19» он отмечает, что вслед за Фрейдом современные психоаналитики должны направить свой уникальный специфический опыт и способность иметь дело с человеческими эмоциями на помощь обществу. Особенно в тех проблемных областях, которые обнажились и стали очевидными в период пандемии.

Левин использует для своих размышлений метафору военных действий, столь близкую истокам психоанализа и языку Фрейда, а также отсылает нас к жизни и взглядам Биона, командира танкового взвода.

Аналитик в пандемию поставлен перед задачей сохранить спокойствие и пространство для своего ясного мышления и помочь в этом пациентам. Это касается и внутреннего психического пространства, и внешнего пространства кабинета, которые теперь для многих стал виртуальным.

Для европейских психоаналитиков переход на дистанционный формат терапии стал новым опытом, неожиданно раздвигающим границы и даже нарушающим привычные нормы и традиции. Интерес представляют особенности отношения к подобному вынужденому эксперименту и подход, свойственный той или иной культуре, к их восприятию и осмыслению.

Жанет Саерз (Janet Sayers) психоаналитик из Великобритании исследует различные точки зрения на онлайн терапию, ее возможности и ограничения, и размышляет о будущем традиционного психоаналитического взаимодействия в своей работе «Онлайн психотерапия: перенос и контрперенос». Она отмечает проблемы, связанные с установкой сеттинга при терапии онлайн, а также способы, с помощью которых эта форма лечения может препятствовать эмпатическому отражению и возможности контейнировать переживания пациента. Сайерс также отмечает ограничения собственного исследования, связанные с тем, что исследование полностью основано на мнениях ее и ее коллег, а не на интервью с пациентами об их опыте этого перехода и не на исследовании относительной эффективности онлайн-терапии по сравнению с психотерапией в клинике.

Другие статьи выпуска №2
ПСИХОАНАЛИЗ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: ретравматизация, регрессия, выгорание
Медведев В.А.
Левин Х.