Каким образом мы узнаем о прошлом? Только через настоящий момент, ничего другого попросту нет. В настоящем моменте мы слушаем чей-то рассказ, читаем архивные материалы, листаем альбом с фотографиями, изучаем исторические события. И очень многое зависит от того, в каком мы состоянии, и вообще кто мы на сегодняшний день. Каков наш жизненный опыт, багаж знаний, уровень понимания тех событий, о которых идет речь. На примере изучения истории это видно со всей отчетливостью: вот нам 10 лет, и мы читаем сборник исторических рассказов о жизни древних греков в 5 классе общеобразовательной школы. А вот мы читаем те же рассказы уже зрелыми, 40-летними людьми. И тот же самый текст мы прочитаем совершенно иначе, вынесем разные смыслы, испытаем иные эмоции. Разница очевидна, скажете вы, и будете правы. Кроме возраста, множество факторов повлияют на наше восприятие, и в первую очередь, наша готовность услышать и воспринять новое. Готовы ли мы учиться? В этом отношении пятиклассник зачастую может дать фору 40-летнему человеку.
А теперь давайте перенесемся в аналитическую ситуацию, и зададим тот же самый простой вопрос: в каком состоянии мы слушаем, и вообще кто мы? Каков наш аналитический возраст? Готовы ли мы учиться у своего пациента? Как мы слушаем индивидуальные, очень личные истории в своих кабинетах, в аналитической ситуации? Когда прошлое наших пациентов оживает в настоящем: в рассказах и воспоминаниях или терапевтических разыгрываниях; в образах сновидений и ревери; в какой-то песенке, которая вдруг пришла нам на ум; в какой-то картинке, которая вдруг очень ясно встает у нас перед глазами. «Для чего ворошить прошлое», — часто можно услышать такой вопрос от пациентов, начинающих терапию. На этот вопрос есть ответ. Для того, чтобы изменить, нет, не само прошлое, это невозможно, но можно и нужно изменить восприятие событий, понимание произошедшего с нами.
Изменить смыслы, испытать другие эмоции. Вынести из той же самой книги совсем другой опыт. Разница очевидна, не правда ли? В некотором роде, можно переписать жизненную историю, в новом издании с новыми комментариями.
Каким образом, в какой момент настоящее, такое живое и ощутимое, становится прошлым? Через день, через час, через миг? Помним ли мы о том, что происходило в нашей аналитической паре на прошлом сеансе? Мы продолжаем разговор, как если бы не было перерыва между сессиями, или мы готовы слушать своего пациента «без памяти и желаний», готовы обнаружить что-то неизвестное, неожиданное.
Как мы предвидим будущее? Как строим прогнозы, откуда, из каких микрочастиц возникают наши ожидания? Насколько мы чувствительны к неопределенности, и как мы можем выносить связанную с ней тревогу? Находимся ли мы в плену навязчивого повторения, клишировано воспроизводя одно и то же, наступая на одни и те же грабли, или мы можем позволить себе любопытство и исследование? Как именно в настоящем разглядеть то самое, вожделенное будущее? «Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди: желают знать, желают знать, желают знать, что будет». В этой песне слова «желают знать» повторяются трижды, подчеркивая силу и навязчивость этого желания. Знать и иметь возможность изменить свое будущее. Согласитесь, одного знания, без возможности повлиять на события, совершенно недостаточно. И разве не за изменением своего будущего люди приходят в наши кабинеты?
Как родительские ожидания, фантазии о ребенке затем становятся его судьбой? Какой багаж унесет с собой ребенок из семьи: «я все смогу, стоит только захотеть», или «я порчу всем жизнь», или «ничего хорошего из меня не выйдет»? И еще много, много вопросов в нашем репортаже о московской конференции «Аналитическая ситуация: прошлое и будущее в настоящем».
5–6 июня 2021
IX Межрегиональная научно– практическая конференция ЕАРПП в Москве:
«Аналитическая ситуация: прошлое и будущее в настоящем»