История хабаровского психоаналитического киноклуба «Ежевика» началась в 2013 году с моего аккаунта в Instagram и профиля в Facebook, посвящённых фильмам. Вначале там были друзья, люди, которые меня хорошо знали. Через написание постов я делилась впечатлениями, чувствами от просмотренных фильмов.
В то время наше РО возглавлял глубокоуважаемый коллега Давид Львович Бекер. Давид Львович спросил меня не хочу ли я заняться киноклубом в рамках РО. Я ответила «да», так как его предложение удивительным образом совпало с моим желанием.
Мы начали с формата кинолектория, людей приходило немного, в основном это были коллеги, человек семь. Кинолекторий собирался один раз в месяц. Через шесть месяцев я увидела, что наш кинолекторий трансформировался в психоаналитический киноклуб, собирающий 8-10 человек. Встречи были именно клубными и даже пару раз мы делали новогодние утренники, т. е. это какая-то реальная человеческая коммуникация для профессионалов, некое корпоративное поле и создание атмосферы для чего-то ещё.
Благодаря опыту работы в групповой психотерапии, я начала понимать правила организации групп-аналитических процессов. Наши ежемесячные встречи очень похожи на то, как проходит групповая психотерапия. Конечно, немного иная динамика, киноклуб — это всё-таки не терапевтическая группа, а группа самопознания, к тому же открытая.
С самого начала у нас получилось создать безопасную среду для того, чтобы коллеги приходили и им было безопасно не контролировать свои чувства во время просмотра фильмов. Мощное влияние видео и звуковых рядов создаёт групповой поле, в которое можно проецировать свои чувства, травмы, «белые пятна». Заранее выбирая конкретных режиссёров, заведомо предполагаешь какая музыка подобрана. Потому можно точно утверждать, что музыка создаёт конкретное напряжение или разрядку. Много катарсисов сразу. Иногда — просто огромное эстетическое удовольствие. Как, например, с фильмом «Девушка с жемчужной серёжкой» (реж. Питер Веббер, 2003).
Мы смотрим фильмы на серьёзные темы, и участники сталкиваются с собственными сильными чувствами и чувствами своих коллег. Но мы смогли создать безопасную среду и стараемся ее поддерживать.
Вспомните фильм «Пианистка» (реж. Михаэль Хенеке, 2001), где мы видим то, что в современном обществе не принято обсуждать, в частности, личностную деформацию высших слоёв общества; фильм «Антихрист» (реж. Ларс фон Триер, 2009), где психотерапевт взаимодействует со своей женой и применяет к ней манипулятивные техники; фильм «Жестяной барабан» (реж. Фолькер Шлёндорф, 1979) в котором звучит тема войны, фильм «Девочка» (реж. Лукас Донт, 2018) —затрагивает то, как работают психологи в разных странах, и то, как нам возможно предстоит потом работать.
В наших психотерапевтических кабинетах есть темы насилия, и самоповреждающего поведения, и тема войны. Как снивелировать свои чувства, которые во время работы могут активироваться? Мы живые люди. Поэтому, на мой взгляд, киноклуб — подходящая для этого площадка.
В современном мире до некоторых времён было принято путешествовать, и не принято было задумываться о том, что происходит в момент таких путешествий, чем живут люди между путешествиями, чем живут во время путешествия. Например, мы смотрели фильм «Под покровом небес» (Бернардо Бертолуччи, 1990) — тема путешествия меняется, но не очень сильно. Даже коронавирус в некотором смысле ничего не поменял. Что ищут люди, когда они куда-то мчатся? Психоанализ, как методология, позволяет порассуждать об этом. Одна из причин — поиск того, кто бы и где бы о нас так позаботился, как нам хотелось бы, чтобы о нас позаботилась наша мать. Мы выбираем какие-то отели, побережья, где нас будет ласкать волна морская, или мы почувствуем свободу, когда, например, взбираемся в гору, — это уже про поиск отца, которого у кого-то, возможно, не было. Что ищут современники, когда придаются экстремальным видам спорта? Получается, что настолько много современных интересных тем мы могли обсуждать через фильмы. И с удивлением обнаруживать, что темы эти звучат не одну сотню лет.
В какой-то момент я поняла, что у меня закончились диски с интересными фильмами. Я чувствовала напряжение — как быть дальше? Это уже не проект, мы этим уже живём, а диски заканчиваются, а я никак не могу перестроиться на современные методы. И представляете нам вдруг подарили очень много дисков. Это было как чудо. Не конкретно кому-то, а именно клубу подарили. Психоаналитик из Новосибирска Гришанов Александр Николаевич, который возглавляет психоаналитическую мастерскую «Полдень» и выпускает сборники статей по прикладному психоанализу. Удивительным образом работают социальные сети, каким-то образом он нас нашёл.
Не психоаналитики не задерживались в нашем сообществе, хотя попытки такие были у разных людей. Основу клуба всё-таки составляют специалисты, получившие именно психоаналитическое образование. Те, кто не имел это образование, всегда отмечали, что они никогда не пошли бы той дорогой, которой идёт психоаналитик, обсуждая тот или иной фильм. Глубина, смелость в обсуждении различных тем, способность увидеть замысел автора, иногда это просто переработка событий собственной жизни. У каждого автора своя история создания фильма, контекст, культуральные особенности. Мы обсуждали как нас россиян может что-то касаться, славян. Что может откликаться в нас, в отличие от испанцев, французов и где стыки каких-то исторических разворотов, которые влияли на нас какое-то время. А где чужое, чуждое нам, и поэтому мы чувствуем непринятие, нежелание сталкиваться. Хотя 2020 внес свои коррективы. Стирание границ между государствами, стирание культурных границ также можно увидеть через фильмы. Например, фильм «Английский пациент» (реж. Энтони Мингелла, 1996) и «Под покровом небес».
Киноклуб внёс большой вклад в объединение нашего регионального отделения. Помимо киноклуба, ещё есть две встречи в месяц. И одни и те же люди ходят и стараются ходить три раза в месяц. Сообщество у нас тихое, настоящее, безопасное, интеллектуальное, дружелюбное. У нас есть коллеги, которые не являются членами ЕАРПП, они только что закончили психоаналитическую подготовку в ВУЗе год назад, два года назад. В рамках наших встреч они получали и получают профессиональную поддержку.
Мы чего-то лишаемся с развитием общества, но что-то обретаем, например, понимание того, что профессиональная среда — это драгоценные минуты нашей жизни. В субботу выделить три часа (плюс дорога — около четырёх часов), чтобы поучаствовать ежемесячно в таком мероприятии, как киноклуб для коллег, у которых есть семья, дети — это всегда непростой выбор. Каждый раз мы решаем продолжать, сохранять единение в рамках профессионального сообщества.