Черникова Анастасия Юрьевна
  • Клинический психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель Уральского Федерального Университета)
Черникова Анастасия Юрьевна
  • Клинический психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель Уральского Федерального Университета)
«Наусика из долины ветров» Хаяо Миядзаки
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

В статье содержатся иллюстрации, ознакомиться с ними можно в прикрепленном pdf-файле.

 

В фильме-аниме Хаяо Миядзаки (Япония, 1984 г.) «Наусика из долины ветров» настолько много смысловых пластов, что никакого отведенного времени не хватит, чтобы осмыслить все темы, затронутые его гениальным создателем. Тем не менее, я попытаюсь предложить вам собственное понимание «Наусики».

На протяжении всей истории человечество ведет войны. И по мере развития технологий оружие становится все более изощренным и мощным.

Вторая мировая война. Японская Империя, объединившись с фашистскими Германией и Италией, активно ведет военные действия по захвату территорий и уничтожению населения соседних стран, в том числе, сбрасывает на соседние государства биологическое оружие, отравляет воду в колодцах Китая, население которого мучительно гибнет от привнесенных болезней еще долгие годы после окончания войны.

Для Японской Империи Вторая мировая война останавливается после взрывов ядерных бомб, сброшенных США на Хиросиму и Нагасаки. Сотни тысяч жертв и годы мучений для сотен тысяч других. Это предел – японские лидеры не готовы к разрушениям и человеческим потерям такого масштаба (тем не менее, они случаются как фактическое событие), Империя объявляет о своей капитуляции. Это решение также останавливает и войну с Советским Союзом... Японская Империя становится просто государством Японией. Мир висит на волоске...

Одной из ключевых идей аналитической психологии является утверждение, что сознание и бессознательное находятся друг с другом в отношениях компенсации. Сознание и бессознательное в данном сюжете состоят в отношениях войны.

Постапокалиптический мир. Уцелели небольшие группы людей и крошечные островки земли, относительно пригодные для жизни. Природа отравлена последствиями войн и промышленного производства: вода, земля, воздух – все требует особой осторожности и защиты. Без респиратора воздух слишком опасен для легких. Ядовитое Море Распада и лес, населенный Омами и огромными насекомыми, засеянный ядовитыми спорами грибов и другой опасной растительностью. Дикий отравленный мир, объединенный в цельную систему, пытающуюся яростно и слепо сохранить природную жизнь и избавиться от токсинов и ядов. И, возможно, от людей тоже.

Миядзаки показывает нам тупиковость паттерна войны и необходимость выхода из него. Но выход происходит через признание собственного состояния, а не через обвинение другого.

На постапокалиптическом фоне их крайне ограниченное сознание особенно заметно, они выжили на обломках прежнего мира, но ничему не научились и пытаются ехать по старым рельсам разрушения... Продолжают ожесточенно воевать друг с другом и отравлять природу. Путь, ведущий в тупик, к окончательному уничтожению, отчетливо демонстрирующий нежизнеспособность текущей установки сознания большинства людей, отражающей потерю связи с целым.

Одной из ключевых идей аналитической психологии является утверждение, что сознание и бессознательное находятся друг с другом в отношениях компенсации. Если мы рассматриваем города людей как область сознания, то Лес и Море Распада представляют бессознательное. Сознание и бессознательное в данном сюжете состоят в отношениях войны.

Омы и Насекомые – это образы, указывающие на примитивные структуры автономной нервной системы и представляющие собой архетипические программы – человечество готово самоуничтожиться, подрывая основы собственной жизни и вызывая ее поворот против себя. Это как в состоянии одержимости подрубить сук, на котором сидишь, и, яростно размахивая топором войны, сорваться в бездну.

Есть ли выход?

Хаяо Миядзаки ищет его и пытается показать нам.

Установка сознания, представленная старым королем, отходит в прошлое, он, наверное, один из лучших представителей своей эпохи, но он уже слишком слаб от старости и болезней (последствий радиации).

Учитель Наусики, хотя и обладает пытливостью ума и мудростью, не может проникнуть в тайну леса и найти с ним подлинную связь. В фильме есть момент, когда он спасается от разъярённого Ома бегством, а Наусика выручает его, усмиряя Ома и помогая ему вернуться в лес.

У Наусики, главной героини фильма-аниме, другая установка сознания. Эта установка ориентирована на открытость и связь с целым. Наусика – дитя своего общества, но у нее есть контакт с лесом, и с насекомыми, и с Омами.

Продолжение войны всегда пробуждает еще более глубокую ярость, слой за слоем, пока не останется ничего, кроме основы основ, из которой может вырасти новая жизнь, потому что прежняя потерпела фиаско.

Когда при очередном нападении предательски убивают ее старенького отца, на какие-то мгновения она тоже становится одержима яростью, как огромный Ом с налитыми кровью глазами, и как маленький зверек, загнанный в угол, но она способна выйти из этого состояния, встать над ним. Одна из немногих, она сумела справиться с собственным страхом и с яростью, что дало ей возможность видеть дальше и глубже других. Хаяо Миядзаки показывает нам тупиковость паттерна войны и необходимость выхода из него. Но выход происходит через признание собственного состояния, а не через обвинение другого. Как писал Карл Густав Юнг, если бы люди были способны иметь дело с собственной Тенью, в войнах бы больше не было необходимости.

Наусика обнаруживает, что лес способен самоочищаться, этот процесс происходит на глубинных уровнях, и что яд – это не свойство Леса и Моря Распада, а последствие глобального отравления природы, которое она медленно перерабатывает, проявляя свойство живого к самовосстановлению; что яростные нападения Омов на остатки человеческих городов и распространение Леса с ядовитыми спорами грибов на самом деле останавливают разрушительность человеческих действий. И что продолжение войны всегда пробуждает еще более глубокую ярость, слой за слоем, пока не останется ничего, кроме основы основ, из которой может вырасти новая жизнь, потому что прежняя потерпела фиаско.

Так ради чего останавливаться?

Ради жизни. Одержимость механистична. У людей она передана через разные формы оружия и защиты, а полчища Омов бегут с налитыми кровью глазами и вытаптывают все на своем пути. Их нашествие не останавливается, даже когда Наусика встает на пути их слепого яростного бега с личинкой малыша-Ома, раненым детенышем, пострадавшим и нуждающимся в спасении, как и сама героиня, розовое платье которой становится синим, пропитавшись кровью её ран, и кровью малыша. Они оказываются в центре войны. Они еще дети, представители враждующих сторон, в них максимально проявлена жизнь, они – носители будущего.

Но достаточно ли этого, чтобы остановиться?

Их затоптали.

Хаяо Миядзаки постепенно раскрывает перед нами христианский сюжет, и в конце фильма мы надежно оказываемся в христианской мифологеме. Только на кресте – в точке противостояния – оказываются дети, они принимают на себя страдание мира. И мы проходим вместе с ними через Смерть и Воскресение к надежде на новую жизнь и новую установку – на связь и на жизнь.

Туда, где ветер и пшеничное поле, где маленькая девочка и маленький Ом еще играют вместе, где слышна детская песня и где все живы.

Другие статьи выпуска №12
КОНФЕРЕНЦИИ: познание, развитие, стабильность
Яковлева (Князькова) О.Н.
Колосовская А.С. , Мельникова Л.В.