Викторов Евгений Андреевич
  • Психолог-психоаналитик, детский психоаналитик
  • Председатель РО-Самара ЕАРПП
Викторов Евгений Андреевич
  • Психолог-психоаналитик, детский психоаналитик
  • Председатель РО-Самара ЕАРПП
О понятии «лиминальность»
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Когда я прочитал название конференции, то, к своему стыду, понял, что ничего не знаю про термин «лиминальность», не знаю значения и смысла этого слова. Конечно же, я заинтересовался этим понятием и узнал о нем следующее: «Лиминальность (liminality) — стадия перехода системы из одного состояния в другое, связанная с утратой структуры, иерархии, статуса элементов. В динамике осмысления и смыслообразования наиболее трудным для рефлексии является переход от одной определенности к другой, одного состояния системы в другое, что предполагает некую стадию деструктивности, утраты определенности. Подобные процессы можно характеризовать как лиминальные. Термин употребляли Арнольд ван Геннеп и Виктор Тернер, исследовавшие лиминальную фазу ритуалов перехода, т.е. ритуалов изменения статуса: возрастного, социального, семейного и т.д.»[1]

Лиминальность включает в себя широкий спектр социологических, психологических и физиологических проблем, реализуя экспансию культуры и освоение ею новых пространств и сфер через человека, как носителя нового смысла и порядка. Вопрос прохождения обществом в целом или личностью этого этапа определен природой лиминальности, ситуацией неопределенности, амбивалентности и размытой социальности, стимулирующий энергичный поиск новой фундаментальной общности. Жизнь общества или личности в «Эпоху лиминальности» формирует лиминальное мышление. «Лиминальное мышление — искусство создания перемен путем осознания, переформирования и переосмысления убеждений. Слово «лиминальный» происходит от латинского слова «limen» — «порог, предел». Лиминальное мышление — способ преодолевать мыслительные «пороги» для достижения новых результатов»[2].

Думая о лиминальности, анализируя полученные знания, систематизируя информацию и делая выводы, я для себя определил, что лиминальность связана с этапом изменений, когда старое уже не может и не хочет существовать, так, как оно было, но и новое еще не сформировалось. В начале психоаналитической терапии пациент и аналитик находятся в ситуации неопределенности: нет опыта терапевтических отношений, нет гарантий конечного результата, нет уверенности в том, что сознательные усилия помогут в борьбе с бессознательными «демонами». Силы защитных механизмов, сопротивления, инерции психических процессов пытаются сохранить систему психики в неизменном состоянии: оно уже известно, привычно и определенно. Пусть плохо, но это «плохо» понятно и знакомо, и не вызывает повышения тревоги. Придется отказаться от привычных стратегий — а ради чего? Сначала это непонятно. В ходе терапии формируется что-то новое и неизвестное. Привычное становится неприемлемым, а новое пока размыто, неясно и неопробованно. К тому же, зачастую, близкое окружение (семья, друзья, коллеги) выражают свое недовольство в связи с происходящими изменениями, затрагивающими всю семейную систему в целом. «Ты стал какой-то не такой, ты меняешься не в лучшую сторону» — к внутреннему напряжению добавляется давление со стороны окружающих. Нет понятия о том, насколько стабильны будущие изменения и сохранятся ли они вообще. Много вопросов, но на них нет четких ответов. Существует мощный страх утраты того, что было знакомо и привычно. Другими словами, начало прохождения психоаналитической терапии включает в себя весь комплекс «симптомов» лиминальности. До момента, пока у пациента не сформируется «лиминальное мышление», существует множество факторов, вызывающих тревогу и создающих препятствия для пациента и аналитика в терапии.

 


[1] https://psychology_pedagogy.academic.ru/9152/Лиминальность

[2] https://whenspeak.ru/blog/kak-izmenit-realnost-s-pomoshchyu-liminalnogo-myshleniya

Другие статьи выпуска №2
ПСИХОАНАЛИЗ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: ретравматизация, регрессия, выгорание
Метельская Ю.С.
Ломбарди Р.
Шлыкова И.Ю. , Симонова А.В.