Князева Алена Викторовна
  • Психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия, РО-Екатеринбург) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель программы «Психоанализ» в ИППК УрФУ
  • Соорганизатор дискуссионно-образовательного клуба психоаналитиков «Свободная ассоциация» 
Лёвина Вера Андреевна
  • Психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель Уральского Федерального Университета 
Черникова Анастасия Юрьевна
  • Клинический психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель Уральского Федерального Университета)
Князева Алена Викторовна
  • Психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия, РО-Екатеринбург) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель программы «Психоанализ» в ИППК УрФУ
  • Соорганизатор дискуссионно-образовательного клуба психоаналитиков «Свободная ассоциация» 
Лёвина Вера Андреевна
  • Психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель Уральского Федерального Университета 
Черникова Анастасия Юрьевна
  • Клинический психолог, психоаналитик
  • Сертифицированный специалист ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Преподаватель Уральского Федерального Университета)
О проекте «Свободной Ассоциации» «Фильм-­Анализ»
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Непрерывность профессионального развития сначала является необходимостью, затем привычкой, а однажды превращается в потребность.

Создание совместного с коллегами пространства позволяет продолжать психоаналитическое обучение и углублять понимание движений человеческой души.

На основе этих идей чуть больше трех лет назад был создан клуб психоаналитиков «Свободная Ассоциация» — пространство, предназначенное для чтения и слушания докладов, обсуждения книг и анализа фильмов. Т. е. всего того, что само по себе может быть интересно, и что способствует освоению и развитию психоаналитического мастерства.

 

О ПРОЕКТЕ «ФИЛЬМ-АНАЛИЗ»

Одним из первых проектов, родившихся в пространстве клуба, был «Фильм-анализ». Странно было бы не использовать тот символический материал, который содержится в фильмах, отражает многие жизненно важные темы и глубоко затрагивает чувства. В фильм-анализе главным является именно проживание, а не только интеллектуальное понимание того или иного сюжета.

Этот проект представляет собой групповой формат работы. Совместное проживание углубляет не только понимание символического языка фильма через внутренний резонанс, но, прежде всего, позволяет безопасно встретиться с собственными чувствами, осознать собственную позицию относительно той или иной жизненной темы.

Предполагается, что подобная работа в группе может расширить видение выбранной темы, позволит участникам найти собственный взгляд на обсуждаемое явление, усложнить и обогатить его через собственные переживания и размышления, и через отклик на высказывания других участников.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Обычно работа проекта «Фильм-Анализ» строится следующим образом.

На первом, вводном этапе модератор дискуссии, человек, который предложил фильм к просмотру, говорит несколько слов о фильме, о темах, которые в нем затрагиваются, и о том, в связи с чем он предложил именно этот фильм. А участники кратко сообщают о своем интересе.

Второй этап посвящен непосредственному просмотру фильма в кабинете, который на это время превращается в кинозал.

На третьем этапе, после небольшого перерыва, начинается обсуждение, которое происходит в два круга.

На первом круге обсуждения участники говорят о переживаниях, возникающих в связи с просмотром. О том, какие сцены эмоционально задели, какие возникли чувства.

На втором круге постепенно собирается понимание, делаются предположения о ситуациях героев, о причинах этих ситуаций и о том, для чего они складываются, о возможных прогнозах развития героев и сюжета. Понимание, формируемое на втором круге, во многом опирается на переживания, озвученные участниками во время первого круга, т. е. основная задача каждого участника позволить фильму повлиять на себя, на эмоциональном уровне переработать это влияние и выразить это в виде понимания.

Особенно интересно бывает, когда кто-то из участников подхватывает мысль другого и по-своему развивает ее, делая еще несколько шагов в понимании, и высказывания одних в этом случае становятся основой для инсайтов у других.

Завершающий, четвертый этап работы, позволяет подвести итоги, выделить самое значимое, сказать о чувствах, с которыми участники заканчивают встречу, т. е. «заземлиться».

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ

Для того, чтобы процесс обсуждения был экологичным, существуют определённые правила:

1. Соблюдение очередности этапов работы. Поскольку фильм может затронуть очень глубокие чувства, велико искушение защититься интеллектуализацией на этапе обмена чувствами. Соблюдение очередности этапов позволяет удерживать рамку, сохраняя пространство как для переживаний, так и для обмена идеями.

2. Я-высказывание, акцент на собственном переживании и восприятии необходимая составляющая любой групповой работы.

3. Взаимное уважение, возможность высказаться всем участникам. Модератор ведёт групповой процесс, давая место каждому участнику.

4. Добровольность самораскрытия условие безопасности в открытой группе. Каждый участник сам определяет, насколько активно готов участвовать, а также меру выражения своих чувств.

5. Конфиденциальность за пределами встречи можно рассказывать про себя, но не про высказывания и детали, раскрывающие других.

Глубокий процесс совместного переживания часто приводит к тому, что осознание продолжается ещё некоторое время после встречи. Поэтому есть еще один, дополнительный этап, пятый, который остается на усмотрение участников. В течение ближайших дней после просмотра мы рекомендуем написать небольшую рецензию на увиденный и совместно переработанный фильм. Несколько рецензий приведены в конце статьи для примера.

Проект «Фильм-Анализ» в рамках клуба стал одним из самых востребованных и посещаемых, что позволяет сделать вывод о ценности подобного формата групповой работы для участников. На протяжении трех лет работы неоднократно тема, поднимаемая в одном фильме, спонтанно раскрывалась далее на следующих мероприятиях, в соответствии с принципами проработки в психоаналитическом процессе. Мы смогли отследить несколько таких «серийных» тем: мужская, женская, травматическая и т. д. При этом специальной цели создавать такие подборки не ставилось.

Посещение мероприятий проекта открыто для всех интересующихся психоанализом. По большей части аудитория студенты-психоаналитики и выпускники, но приходят и люди, не связанные с психоанализом. На итоговом круге они как правило дают положительную обратную связь, отмечая, что их понимание углубилось и расширилось, и при этом они не чувствовали себя в процессе неловко или изолированно. Формат «сначала переживание, потом осмысление» позволяет принять содержательное участие, как профессионалам, так и просто интересующимся.

 

Совместное проживание позволяет безопасно встретиться с собственными чувствами, осознать собственную позицию относительно той или иной жизненной темы.

 

Другие статьи выпуска №1
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУЦИИ: зачем нужны и как пользоваться
Метельская Ю.С.
Фитцджеральд Б.
Николаева И.И.