Гридаева Галина Витальевна
  • Врач-психотерапевт, психоаналитик
  • Супервизор ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Вице-президент ЕАРПП
  • Заместитель председателя РО-Самара (ЕАРПП)
  • Руководитель Центра Современного Психоанализа (Самара)
Гридаева Галина Витальевна
  • Врач-психотерапевт, психоаналитик
  • Супервизор ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria)
  • Вице-президент ЕАРПП
  • Заместитель председателя РО-Самара (ЕАРПП)
  • Руководитель Центра Современного Психоанализа (Самара)
Обзорная экскурсия по ЕАРПП
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Мне хочется рассказать вам о том, что могут дать специалисту психоаналитические сообщества на разных этапах его профессионального пути. Я расскажу об этом на примере Европейской Ассоциации Развития Психоанализа и Психотерапии (ЕАРПП).

Образно говоря, я приглашаю вас на экскурсию по нашему дому: я покажу, где у нас гостиная, где столовая и где кухня, кто где живет и чем занимается. Возможно, вам станет интересно, и вы захотите стать гостем на одном из наших официальных приемов — примите участие в работе наших конференций. А если вам понравится наша атмосфера, наши люди и наши дела — вы можете присоединиться к нам: к одному из многих наших проектов, к работе какого-то комитета или регионального отделения. Я расскажу, что для этого нужно, и почему. Итак, за мной, мой читатель, мы начинаем нашу экскурсию!

 

Первая встреча с профессиональными сообществами

Мы встречаемся с психотерапевтическими сообществами на разных этапах своего профессионального пути. В самом начале, когда мы выбираем свою профессию — психолог или врач-психотерапевт, мы выбираем ВУЗ и свою альма-матер. Для кого-то из нас психологическое образование — первое, и вы поступили в университет совсем юными, не будучи до конца уверенными в правильности своего выбора. Для кого-то образование психолога — второе или даже третье, и наш возраст уже более зрелый, а выбор пути — осознанный. Однако и в этом случае сомнения в верности выбора и правильности пути неизбежны и естественны. Далеко не все студенты, закончившие университет, будут работать по специальности, для этого есть множество причин. Фантазии, которые у каждого из нас были в начале учебы о том, каким я стану психотерапевтом («когда вырасту»), практически всегда очень сильно отличаются от того, как это происходит в реальности.

Стать практикующим психологом, психотерапевтом, психоаналитиком — это долгий, многолетний путь, на котором неизбежны и разочарования, и неудачи, и огорчения, и удовольствия. На мой взгляд, важно, чтобы разочарования были переносимыми, а удовольствия — ощутимыми и разнообразными. Тогда вся затея имеет смысл!

Выбирая ВУЗ, на самом деле мы выбираем гораздо больше. Мы выбираем Учителей, мы выбираем Школу, определенные ценности и профессиональную культуру. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что в России сформировалось несколько психоаналитических школ, и сформировались они вокруг учебного процесса, вокруг учебных заведений. В дальнейшем мы будем нести частичку этой культуры, групповой матрицы своей Альма-матер много лет, даже если не будем поддерживать связь со своими преподавателями и непосредственно ВУЗом. Наше образование, в том числе, структурирует наше мышление, и этот «долгосрочный эффект» останется с нами навсегда.

Часто именно в ВУЗе мы впервые знакомимся с различными психотерапевтическими сообществами, посещаем множество разнообразных мероприятий: открытых лекций, конференций, семинаров, заседаний секций, кружков и т. д. Студенты практически «всеядны», и это необходимый этап развития профессиональной идентичности. Таким образом начинающий коллега может познакомиться с разными направлениями современной психотерапии и выбрать то, которое ему «по душе». Иногда выбор направления — гипноз или гештальт, КПТ или психоанализ — происходит довольно долго, но бывают и исключения. Как правило, мы встречаем фигуру Учителя, который нам нравится, вызывает восхищение и зависть, нам хочется стать, как он. И мы начинаем двигаться в определенном направлении.

Поделюсь своей историей: я училась в медицинском институте, и на 5 курсе занятия по психиатрии у нас вел психоаналитик. И я довольно эмоционально, с напором спросила его: «Как вы боритесь с контртрансфером?». Я активно интересовалась психотерапией и к тому времени перечитала горы разнообразной психотерапевтической литературы в совершенно хаотичном порядке. И тогда я была уверена, что с контртрансфером можно и, главное, нужно бороться. Как известно, онтогенез повторяет филогенез, и я в своем профессиональном развитии также повторила все стадии отношения к конртпереносу в развитии психоаналитической мысли. Сейчас я считаю контрперенос и контрпереносную фантазию психоаналитика одним из основных инструментов работы, но тогда, 20 лет тому назад, было иначе. Мой преподаватель усмехнулся и в ответ на мой выпад пригласил меня на заседание Самарского психоаналитического общества. Посещение этого заседания в феврале 2001 года изменило мою жизнь — именно тогда я четко поняла, кем я хочу работать, с какими людьми и на каком языке я хочу разговаривать. Мне предстоял долгий путь, но я уже видела то место, куда я хочу двигаться в своем профессиональном развитии.

Начинающему специалисту или студенту профессиональное сообщество дает очень многое: среду для развития, фигуры для идентификации и переноса, понятную этапность пут от специалиста до супервизора. Когда мы начинаем свою практическую деятельность, то перед нами встает очень серьезная задача: приспособить тонны теоретических знаний, полученных в университете, к реальной работе и практике. Решить эту задачу в одиночку, без помощи старших коллег, без плеча своих товарищей-студентов, крайне сложно. И на сегодняшний день нет никакого смысла изобретать велосипед, намного проще встроиться в уже выстроенную систему. Во многих психотерапевтических сообществах есть организованная система поддержки начинающих специалистов — супервизионные и интервизионные группы, система тренингового (обучающего) анализа, обучающие курсы дополнительного образования для начинающих специалистов, молодежные секции и киноклубы.

 

Сообщество ЕАРПП

В ЕАРПП все это есть. Есть супервизоры, к которым можно обратиться за индивидуальными консультациями, есть супервизионные группы под руководством опытных коллег с большим стажем работы. Есть тренинговые аналитики, подтвердившие свой уровень квалификации и имеющие право, а так же определенный, очень высокий уровень подготовки, позволяющий проводить тренинговый (обучающий) анализ будущих специалистов. Есть очень интересный проект «Бесплатные супервизии онлайн», организованный нами специально для того, чтобы помочь начинающему специалисту в становлении частной практики и отработке практических навыков работы с пациентами (или клиентами). Есть программы дополнительного образования, рассчитанные и созданные специально для начинающих коллег, с учетом всех возможных сложностей, возникающих на этом отрезке профессионального пути. Есть Комитет по работе с молодыми специалистами, вся деятельность которого направлена на помощь начинающим специалистам.

Для специалиста с опытом работы членство в организации открывает иные преимущества и решает несколько иные задачи. Проблемы выбора пути, объектов для идентификации, построение собственной практики уже не стоят, как правило, они уже решены. Что может предложить организация коллеге с опытом работы? В первую очередь — среду для профессионального обмена мнениями, позициями, знаниями. Среду для профессионального развития, расширения своего взгляда и углубления понимания феноменов, с которыми приходится сталкиваться, работая в своем кабинете каждый день. У нас разная теоретическая база и разный практический опыт, мы принадлежим к разным психоаналитическим школам — и это огромный ресурс для взаимного обогащения и развития. Конечно, этот ресурс может быть реализован в обстановке доверия, коллегиальности, уважения друг к другу. Обмен возможен, если мы а) разные (тогда интересно) и б) равные (равные в правах и позициях). Во-вторых, это постоянное повышение квалификации: программы дополнительного образования, Зимние Школы, региональные и международные конференции, постоянный супервизионный процесс. Многие из нас очень любят учиться!

У начинающих коллег часто возникает вопрос: сколько нужно супервизий, чтобы стать, наконец, профессионалом? Я обычно отвечаю на этот вопрос так: «Есть у супервизии начало, нет у супервизии конца». В этой шутке, конечно, только доля шутки, а все остальное — правда: я действительно считаю, что нам важно супервизировать свою практику в течение всей своей профессиональной жизни. Просто потому, что у нас такая работа. Супервизия — это ее часть. Приведу непсихологическую аналогию: хирург стерилизует свои инструменты, надевает специальную одежду и перчатки, соблюдает правила асептики и антисептики. Это необходимо для того, чтобы сохранить его здоровье и предупредить инфицирование пациентов. Мы с вами работаем собой. Мы не можем, как хирург, положить свой инструментарий в автоклав и наутро достать его чистеньким. Один и тот же психический аппарат — наш собственный — мы используем, работая с разными, иногда очень нарушенными пациентами, и живем мы тоже с его помощью, у нас другого просто нет! Поэтому нам важно заботиться о своей психике, поддерживая ее в оптимальном для жизни и работы состоянии. И супервизионный процесс для достаточно зрелого специалиста выполняет уже не поддерживающие и обучающие функции (как в начале становления), а скорее психогигиенические.

Мы постоянно находимся в соприкосновении с тяжелыми, иногда невыносимыми человеческими чувствами: с болью, страхом, отчаянием, яростью, ненавистью, завистью и т. д. Наша работа заключается в том, чтобы помочь нашим пациентам (клиентам) психически переработать, переварить тяжелейшие травматические ситуации. Конечно, наш психический аппарат постоянно бомбардируется бета-элементами наших пациентов. При этом наши собственные бета-элементы никто не отменял… Поэтому наша альфа-функция нуждается в поддержке и разгрузке. Самый лучший способ сделать это — супервизия и общение с понимающими, надежными коллегами. Профилактика профессионального выгорания, профессиональный и личностный рост, поддержание интереса к нашей работе — за этим приходят в ЕАРПП коллеги с опытом работы.

Поддержка профессионального сообщества становится особенно ценней в кризисные, сложные периоды, как личные, так и всеобщие кризисы легче переживать в окружении понимающих людей. Когда началась пандемия, и был объявлен режим самоизоляции, многие специалисты были растеряны, встревожены. Мы беспокоились за свое здоровье, за здоровье и жизнь своих близких, и также было много тревог, связанных с изменениями в работе. В экстренном порядке пришлось переводить свою практику в он-лайн формат, не все коллеги были к этому готовы. Закрылись многие психологические и психотерапевтические центры. Было непонятно, удастся ли вообще сохранить свою практику, или придется искать другую работу. В ситуации неопределенности и массовой тревоги было очень сложно сохранять терапевтическую позицию и продолжать помогать своим пациентам.

ЕАРПП среагировала очень быстро. Мы провели целый цикл бесплатных встреч в онлайн формате для того, чтобы поддержать друг друга и обменяться опытом. Проект назывался «Разговоры о важном», и записи этих семинаров были доступны на сайте для тех, кто не смог участвовать непосредственно.

Дополнительно отмечу, что профессиональное общение коллег также идет на пользу пациентам (клиентам). Если пользоваться аналогией с детско-родительскими отношениями, то это по-человечески понятно — отдохнувшая мама, у которой хорошее настроение, намного лучше позаботится о ребенке, чем мама издерганная и уставшая. Есть и более глубокое понимание: нам важно поддерживать триаду. В кабинете есть только я и мой пациент, и есть неизбежный соблазн раствориться в диадных отношениях, не справиться с переносно-контрпереносным напряжением и попасть в ситуацию разыгрывания травмы пациента (клиента). Сохранять триангуляцию, триаду, организующую пространство помогает регулярное профессиональное общение с коллегами. Само психоаналитическое сообщество становится Третьим для психоаналитической пары аналитик-пациент. Исключать этого Третьего — крайне опасно, так как может произойти схлопывание 3D-пространства до плоскостного инцестуозного разыгрывания и отреагирования.

Для зрелого, опытного коллеги активная жизнь в сообществе дает, как это не удивительно звучит на первый взгляд, даже больше, чем для начинающего коллеги. На этом этапе профессионального пути нам важно отдавать, делиться накопленным багажом: знаниями, идеями, наблюдениями, опытом. Некоторые из нас пишут книги и статьи, некоторые начинают преподавать и обучать начинающих коллег работать. Сообщество дает зрелому специалисту слушателей, и что очень важно, заинтересованных, мотивированных слушателей. А также специально организованные площадки для выступлений: конференции, семинары, программы дополнительного образования, журнал для публикаций. Значит, не надо изобретать велосипед и самому организовывать эти площадки с нуля. Кроме того, общаться с молодыми коллегами очень интересно и полезно — можно узнать о современных тенденциях, технологиях, гаджетах, можно «держать руку на пульсе» и не отставать от темпа современной жизни.

Получается, что в сообществе могут удовлетворяться потребности коллег с разным профессиональным стажем: начинающие могут учиться у опытных, опытные могут делиться своими знаниями с начинающими, и мы можем обмениваться идеями, обогащая и наполняя друг друга.

 

Этапы профессионального развития

Также сообщество предлагает четкую очередность этапов профессионального роста, понятность и предсказуемость профессиональных требований и стандартов. Это не всегда очевидный, но важный момент. Остановлюсь на нем поподробнее. Если этапы профессионального роста вам известны и вами пройдены, то вы смело можете пропустить этот раздел. Если же вам это интересно и важно, я с удовольствием расскажу об этом.

Какие уровни профессиональной компетенции есть в нашем сообществе? Их 4: член сообщества, сертифицированный специалист, тренинг-аналитик и супервизор.

Когда вы вступаете в ЕАРПП, то вы заполняете заявление и стандартную форму, где указано ваше образование и род занятий. Важно, что наша организация является организацией профессионалов, то есть людей профессионально занимающихся психоанализом, психологическим консультированием, психокоррекцией и психотерапией, и имеющих для этого необходимое образование и часы подготовки.

Психоаналитическая психотерапия (индивидуальная или групповая), психоаналитическое консультирование, психоанализ, психоаналитическое сопровождение бизнеса, преподавание психологии, психотерапии и психоанализа – вот основная работа людей, состоящих в нашем сообществе. Вступать в ЕАРПП потому что «вы классные ребята и интересные мероприятия делаете, я хочу к вам в компанию» нецелесообразно. Посещать многие наши мероприятия можно, не будучи членом ЕАРПП. Но если вы хотите работать психоаналитически ориентированным психологом или психотерапевтом (в учреждении или в формате частной практики), если для вас психоанализ — это не только хобби, но и основной вид деятельности, тогда добро пожаловать! Также для вступления в организацию необходимо ознакомиться с Уставом ЕАРПП, разделять ценности и соблюдать этические нормы, принятые в нашем сообществе. У нас принята система рекомендателей: два члена нашей организации должны дать вам свою рекомендацию, «поручиться» за серьезность ваших намерений и профессионализм ваших целей.

Следующая ступень профессионального роста – это статус «Сертифицированный специалист ЕАРПП». Для того, чтобы получить этот статус, нужно (помимо базового высшего образования) получить не менее 500 часов дополнительного образования непосредственно по психоаналитической психотерапии и психоанализу. Список валидных образовательных программ есть на нашем сайте. Также необходимо получить минимум 250 часов личной тренинговой терапии у специалиста, имеющего статус «Тренинг-аналитик ЕАРПП» (или другого валидного сообщества). Личная терапия необходима нам по двум причинам. Во-первых, только побывав на месте пациента (клиента), можно действительно понять, как именно это работает! Мы приобретаем необходимый навык рефлексии и постоянного самоанализа, без которого работать психоаналитическим психотерапевтом просто невозможно, да и небезопасно (и для себя, и для клиентов «непроанализированного специалиста»). В народе говорят: «сначала надо разобраться с тараканами в своей голове, а уж потом с чужими тараканами». Пожалуй, это верно: разобраться, подружиться или договориться со своими «тараканами» — это очень важно. И во-вторых, прохождение личной терапии повышает качество нашей жизни. Это не значит, что после завершения своего анализа мы навечно становимся бодры, веселы и позитивны, и что нам выдается пожизненная гарантия, что теперь все беды минуют нас. Конечно, нет. Но преодоление собственных внутренних сложностей, конфликтов, повышение осознанности, принятие своих сильных сторон и своих ограничений помогает не только более эффективно работать, но и более интересно, качественно, вкусно жить. «Познай себя», как говорили мудрецы.

Кроме личной терапии для получения статуса специалиста нужно пройти не менее 150 часов супервизий у специалистов, имеющих статус «Супервизор ЕАРПП» (или другого валидного сообщества). Зачем? Для того, чтобы за это время научиться стабильно и эффективно работать и зарабатывать. Ведь для супервизии, кроме супервизора и вашего желания, у вас должны быть клиенты (пациенты), которые приходят к вам за помощью и оплачивают ваши услуги. Получение статуса «Сертифицированный специалист ЕАРПП» показывает окружающим коллегам и вашим пациентам, клиентам, ученикам, какой серьезный, длительный профессиональный путь вы прошли, как много часов своей жизни вы посвятили изучению глубин человеческой психики.

Следующая ступень профессионального роста – «Тренинг-аналитик ЕАРПП». Получить этот статус можно не ранее, чем через 2 года после получения предыдущего статуса. За эти 2 года вы продолжаете активно работать, посещать психоаналитические мероприятия и повышать свою квалификацию, продолжается супервизионный процесс вашей практики. Вы пишите квалификационную работу, вы публикуете статьи на тему психоанализа и психоаналитической психотерапии. Возможно, вы организуете психоаналитические мероприятия или преподаете в ВУЗах. В любом случае, к этому времени накопленного вами профессионального багажа становится так много, что возникает потребность делиться с коллегами своими мыслями, наработками, открытиями. Возможно, для того, чтобы выполнить условия профессионального стандарта, вам потребуется больше времени, так часто бывает.

Статус «Тренинг-аналитик ЕАРПП» дает вам возможность практиковать психоаналитическую психотерапию и психоанализ (как и прежде), а также практиковать тренинговый (обучающий) анализ (терапию). Это означает, что если некоторые ваши клиенты (пациенты) захотят получать профессиональное образование и статус в нашей организации, то часы прохождения терапии у вас пойдут им в зачет их профессионального тренинга. Иными словами, этот статус означает, что организация доверяет вам не только заниматься психоаналитической психотерапией и психоанализом, но и готовить профессиональные кадры, новых специалистов.

Следующий профессиональный статус «Супервизор ЕАРПП». Получить этот статус можно не ранее, чем через 2 года после получения предыдущего статуса. Хочу так же отметить, что не все коллеги могут и хотят работать супервизорами, соответственно, далеко не все ими становятся. Движение в сторону этого статуса означает, что вы преподаете психоанализ и психоаналитическую психотерапию, ведете супервизионные группы, работаете с коллегами как супервизор индивидуально, принимаете активное участие в жизни нашего сообщества. Вы не только посещаете психоаналитические мероприятия, но и выступаете на них с докладами, мастер-классами. Вы разрабатываете и проводите обучающие семинары и циклы семинаров в рамках Дополнительного Образования ЕАРПП. Возможно, вы организуете мероприятия, и принимаете участие в работе какого-то комитета и/или правления ЕАРПП. Фактически этот статус означает, что вы много лет своей жизни посвятили профессиональной активности в нашей организации, что вас знают и уважают коллеги, что вам доверяют и пациенты (клиенты) и коллеги, что вашим мнением дорожат. Получение этого столь значимого статуса дает вам право работать в качестве супервизора ЕАРПП, при этом часы супервизии засчитываются вашим супервизандам в зачет профессионального тренинга.

 

Как на практике выглядит получение статусов?

Вы понимаете, что соответствуете требуемым четким критериям. Вы понимаете, что хотите получить этот статус. Вы заполняете стандартные формы AF и CV на русском и английском языках, прикрепляете дипломы и сертификаты, подтверждающие ваше образование, получаете подтверждение часов личной терапии и супервизии от своего тренинг-аналитика и супервизора соответственно. Также вам нужна характеристика и рекомендация от Правления вашего регионального отделения (помните, я говорила про рекомендательный принцип?). Практически в каждом РО есть коллега, ответственный за сертификацию, он может помочь вам в заполнении форм. Заполненные формы вы отсылаете в КСиА (комитет по Сертификации и Аккредитации). КСиА рассматривает ваши документы, если возникают вопросы, уточняет их, и принимает решение. Если решение положительное, то ваши документы и рекомендация от ЕАРПП отправляется на следующий уровень — на рассмотрение в Вену (Австрия). Именно там принимается решение о присуждении статуса, и именно поэтому наши статусы валидны не только в России, но и в Европе. ЕАРПП является единственным Национальным отделением ECPP в России. Фактически получение статуса в ЕАРПП означает, что вас как специалиста признают и в России, и в Европе.

Вы получаете 2 сертификата: сертификат ECPP (Vienna, Austria) и сертификат ЕАРПП.

Есть еще один статус – «Почетный член ЕАРПП», он присваивается уважаемым коллегам на основании решения Правления ЕАРПП за особые заслуги и весомый вклад в развитие нашей организации. Почетными членами ЕАРПП могут стать и российские, и западные коллеги.

 

Структура организации

Наша экскурсия продолжается, и сейчас мы поговорим о структуре организации.

ЕАРПП организована по региональному принципу. На сегодняшний день у нас есть 14 региональных отделений (РО): Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль, Пенза, Хабаровск, Новосибирск, Вологда, Уфа Апатиты, Псков, Ростов-на-Дону, Челябинск и еще 13 регионов развития.

Количество членов в региональных отделениях очень разное в зависимости от города и истории развития психоаналитической практики в нем. Есть крупные РО с большим количеством членов, с богатой и не всегда простой историей формирования, там проводят много мероприятий и конференций, имеются образовательные площадки. Есть совсем небольшие РО, образовавшиеся относительно недавно. Но структура у всех РО едина: в РО есть председатель, есть правление РО, есть казначей, есть ответственный за членство и сертификацию. В более крупных РО есть комитеты или секции по интересам. Например, у нас в Самаре есть секция детского психоанализа и секция групп-анализа, есть научно-информационный комитет.

Также у нас есть регионы развития, которые создаются, когда в городе есть один или два человека из нашей организации, которые хотят формировать, развивать психоаналитическое пространство. Они как магнит, к которому со временем притянутся другие коллеги, и тогда появится новое региональное отделение на карте ЕАРПП.

Каждое региональное отделение проводит какие-то мероприятия: конференции, семинары, круглые столы, дискуссионные форумы, интервизии, киноклубы, чтения психоаналитической литературы и т.д. Сейчас многие мероприятия «переехали» в онлайн пространство, и мы можем принять участие в тех мероприятиях, которые нам интересны, невзирая на географию. Это и есть основная, регулярная жизнь нашего сообщества — постоянные региональные мероприятия. О мероприятиях межрегиональных, которые тоже есть, и прекрасные!, я расскажу чуть позже.

Кроме содержательных мероприятий, члены РО встречаются на Общих Собраниях, где проходят выборы Председателя и Правления РО, где обсуждаются планы развития и иные вопросы, касающиеся организационной стороны работы РО. У членов нашей организации, кроме прав, есть и обязанности: участие в Общих Собраниях и выборах на региональном и всероссийском уровне, и оплата членских взносов. Коллеги, берущие на себя инициативу выполнять организационные функции, вызывают у меня огромное уважение, потому что они делают очень большую бесплатную общественную работу.

Теперь поговорим о центральных органах ЕАРПП.

Руководит организацией Президент ЕАРПП. Ему помогают 2 вице-президента и Правление. Все эти должности являются выборными, сами члены организации выбирают Президента и Правление на Общем Собрании согласно Уставу ЕАРПП. Также есть должность Исполнительного Директора — это человек, который непосредственно занимается всеми «хозяйственными» вопросами и поддержанием отношений ЕАРПП с государственными органами, отчетностью перед налоговыми и иными инстанциями, юридическими вопросами, бухгалтерскими отчетами и т. д.

Структура Правления ЕАРПП: в Правление ЕАРПП по должности входят Президент и Паст-Президенты, исполнительный директор, редактор журнала ЕАРПП «Пространство психоанализа и психотерапии», вице-президенты и все председатели региональных отделений. Кроме того, есть выборные члены Правления ЕАРПП — когда член организации предлагает свою кандидатуру для работы в Правлении, и за его кандидатуру голосуют на Общем Собрании ЕАРПП. Правление является основным руководящим органом организации.

У организации есть Казначей, также как и в каждом региональном отделении. Своевременная оплата членских взносов производится благодаря их незаметному, но важному труду. Как собираются членские взносы, нам понятно. Возникает вопрос, куда они расходуются, если практически вся общественная активность членов организации добровольная и бесплатная? Членские взносы тратятся на работу сайта ЕАРПП, на издание Журнала ЕАРПП «Пространство психоанализа и психотерапии», на ведение делопроизводства, на оплату вебинарной площадки ЕАРПП, на ведение бухгалтерии, на подготовку финансовых отчетов для государственных структур, на организацию мероприятий и конференций. Смета необходимых затрат обсуждается и принимается на Правлении ЕАРПП ежегодно. По результатам года независимый Ревизор проводит оценку соответствия расходов целям органиции.

Из членов Правления ЕАРПП формируются профильные комитеты: Комитет по членству, Комитет по сертификации и аккредитации (КСиА), Комитет по развитию регионов, Этический комитет, Комитет по работе с молодежью.

Комитет по членству занимается приемом новых членов организации, поддерживает контакт со всеми членами организации, вместе с Казначеем следит за своевременной оплатой членских взносов членами организации, сотрудничает с модератором сайта и следит за реестром членов ЕАРПП. Ответственные за членство в региональных отделениях беседуют с новыми кандидатами на вступление: важно понять их мотивацию, знание и соблюдение этического кодекса, личностные качества. Нам важно, какие люди рядом с нами в одной команде. Именно в комитет по членству попадает ваша анкета тогда, когда вы вступаете в организацию.

Комитет по сертификации и аккредитации трудится в двух основных направлениях — это сертификация членов и аккредитация программ дополнительного образования. Когда вы подаете документы на соискание статуса «Сертифицированный специалист», «Тренинг-налитик» или «Супервизор», с вашими документами работают члены КСиА. У них вы всегда можете получить ответы на все возникающие вопросы, связанные с оформлением форм AF и CV. Тренинг-аналитики и супервизоры могут разрабатывать и проводить программы дополнительного образования. Когда вы разработали обучающую программу, то вы подаете ее в КСиА, где ее рассматривают и одобряют. Если ваша программа соответствует всем необходимым критериям, то она получает статус аккредитованной. Иными словами, она рекомендуется членам организации, так как прошла проверку качества. Теперь это не просто авторский курс условного Иванова Ивана Ивановича, а программа, за качество которой отвечает ЕАРПП. Также организация помогает информировать потенциальных слушателей о вашей программе. Программы дополнительного образования, утвержденные КСиА, поддерживаются рассылкой через сайт ЕАРПП и наши группы в соцсетях.

Комитет по развитию регионов всегда поддерживает оперативную связь со всеми РО, а также работает с регионами, где РО пока еще нет, но есть коллеги, которые хотят работать в организации и со временем сформировать в своем городе региональное отделение ЕАРПП. Этот комитет разработал и организовал проект «Бесплатные супервизии онлайн»: начинающие специалисты в течение года работают в формате супервизионной группы, а супервизорами выступают по очереди ведущие специалисты ЕАРПП. Для начинающих коллег это — прекрасная возможность познакомится со стилем работы разных супервизоров, получить поддержку для развития своей практики, познакомится с коллегами. И это все — бесплатно! Новый проект комитета «Психоаналитическая панорама» мы придумали для коллег из небольших РО и из регионов развития. У них огромная потребность в коллегиальном общении, а постоянных мероприятий в своем регионе пока нет. Обзор событий, актуальные темы, то, что нас волнует прямо сейчас — это мы обсуждаем на «Панораме». Если вам нравится общаться с большим количеством разных людей, придумывать и проводить различные мероприятия, мы ждем вас в Комитете по развитию регионов!

Этический комитет занимается рассмотрением жалоб и проводит «профилактические» мероприятия: организует круглые столы, дискуссии на тему этики. Сейчас, с массовым выходом нашей каждодневной практики в онлайн пространство, этические вопросы становятся еще более актуальными. На мой взгляд, этические правила — это, в первую очередь, правила безопасности. Как и правила дорожного движения, они «написаны кровью», то есть являются результатом опыта многих профессионалов, их ошибок и сделанных в результате выводов и рекомендаций. Знание Этического кодекса является необходимым условием для вступления в ЕАРПП. Соблюдение Этического кодекса позволяет вам сохранять профессионализм, успешно работать и пользоваться заслуженным уважением коллег. И, по аналогии с правилами дорожного движения, нарушать Этический кодекс не нужно, не потому, что «в этическом комитете поругают», а потому, что нарушения опасны для вашей успешной практики, репутации, а иногда и жизни.

В конечном итоге, репутация всей организации складывается из репутации ее членов, поэтому нарушение Этического кодекса — это саморазрушительное действие и в отношении себя, но также и в отношении той организации, в которой состоит психолог или психотерапевт. Отдельно хочу отметить, что я не встречала людей, которые бы намерено вступали в профессиональное сообщество с целью нарушать этику. Многие ошибки возникают из-за незнания, а также из-за самой специфики и сложностей нашей работы. Сейчас я имею в виду сложные бессознательные коммуникации между психоаналитиком и пациентом (клиентом), которые могут приводить к неосознанным разыгрываниям и утрате терапевтом наблюдающей позиции. Тут мы с вами вновь возвращаемся к тому, что в психоаналитическом кабинете кроме психотерапевта и пациента нужен символический Третий. Работа Этического комитета ЕАРПП по самой своей сути направлена на формирование и поддержание этого Третьего.

Недавно сформировался и уже активно заработал Комитет по работе с молодыми специалистами, организовано много интересных программ, где есть место энергии и задору начинающих коллег. Во многих организациях со временем формируется разрыв между поколениями, между «старенькими» и «новенькими». Часто начинающие коллеги испытывают пиетет перед опытными специалистами, стесняются высказать свое мнение, и долгое время остаются в тени «старших товарищей». Для преодоления этого разрыва в том числе и создан этот комитет. Начинающие коллеги могут проявлять активность, организовывать мероприятия и приобрести опыт, укрепить свою самостоятельность. Также важно познакомится, завязать личные отношения, почувствовать доверие друг к другу.

 

События

В завершение нашего разговора, предложу вам самое вкусное — описание наших межрегиональных мероприятий и центральных событий.

Любите ли вы психоаналитические конференции так, как любим их мы? Если нет, то вы просто пока не бывали зимой в Екатеринбурге на Зимней Школе ЕАРПП и летом в Москве на конференциях РО Москва. Это легко исправить, присоединяйтесь к нам!

Во многих регионах проводятся психоаналитические конференции, у каждого региона своя специфика и свой стиль. Уже были организованы интересные конференции в Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе, Ярославле, Новосибирске, Хабаровске. Одна из целей нашей организации — проведение в каждом РО конференций: таких ярких событий, дающих мощный импульс к развитию психоанализа в регионе. Ведь наша организация так и называется — Европейская Ассоциация РАЗВИТИЯ Психоанализа и Психотерапии.

 

Зачем вообще нужны психоаналитические конференции?

Во-первых, это красиво. Вы можете удивиться, и сказать, что это довольно странный аргумент. Тогда я с вами поспорю: на мой взгляд, для поддержания профессионализма нам очень важно прикасаться к красоте и изяществу психоаналитической мысли. Если вдуматься, то именно эта красота когда-то привлекла нас в профессию и мотивировала изучать такую непростую область знаний в течение многих лет. Мы ищем ее в научных статьях и книгах, мы обнаруживаем ее в своих кабинетах вместе с пациентами. Это красота вновь обретенного смысла, красота познания, красота истины. Удивительно, но ее нельзя обрести раз и навсегда, мы ее теряем и вновь находим, это живой, динамический процесс. Поделиться красотой идей, найденных тобою; удивиться красоте идей, найденных коллегами; прийти к совместному открытию в результате дискуссии — что может быть прекраснее этого?

Во-вторых, психоаналитические конференции очень продуктивно обогащают нашу терапевтическую практику, мы вернемся в свои кабинеты немного другими, расширив свой терапевтический арсенал за счет новых идей и идентификаций с коллегами. У нас появится новый интерес продолжать свою работу и справляться с ее неизбежными трудностями.

В-третьих, психоаналитические конференции — это прекрасный способ легитимно и культурно удовлетворить свой здоровый нарциссизм. Поясню эту мысль. Одной из особенностей нашей работы является постоянная нарциссическая фрустрация. Мы заботимся о потребностях наших пациентов, испытываем давление, связанное с переносно-контрпереносными отношениями. Мы не выставляем напоказ свои успехи, как это принято, например, во многих других помогающих профессиях. Более того, часто мы склонны больше внимания уделять сложным случаям, внимательно анализировать свои возможные ошибки и неудачи. Супервизионный процесс служит в том числе и для этого; то есть имеется специально организованное безопасное пространство для того, чтобы осмыслять затруднения и сложности. Однако успешные случаи также нуждаются в анализе и понимании, и в специально организованном безопасном пространстве. Можно писать книги, статьи, можно выступать с докладами и презентациями клинических случаев. Можно это делать на конференциях, получая признание и интерес коллег в качестве удовлетворения.

И в-четвертых, психоаналитические конференции — это прекрасный способ отдохнуть в интеллектуальной компании. Кулуарное общение, фуршеты, культурная программа помогают снять напряжение и просто повеселиться.

Доброй традицией стали встречи коллег в Екатеринбурге на Зимних Школах. Теплая, принимающая атмосфера, душевность — это чувствуется сразу, буквально с порога. Насыщенная программа позволяет каждому удовлетворить свои профессиональные интересы: есть пленарные и секционные доклады, открытые супервизии, дискуссионный форум, круглые столы, киноклуб. На Зимних Школах можно увидеть всю палитру современного российского психоанализа, послушать коллег, работающих за десятки тысяч километров друг от друга: выступают специалисты из Санкт-Петербурга и Хабаровска, из Ростова-на Дону и из Новосибирска.

Участие иностранных коллег с большим опытом клинической работы и преподавательской деятельности придает Зимним Школам особенную ценность. Открою небольшой секрет: иностранные коллеги очень любят приезжать в Екатеринбург, потому что атмосфера на этих конференциях поистине уникальная. Глубина и научная, четкая методология докладов, продуманное выстраивание программы конференции, когда темы докладов дополняют друг друга и раскрывают тему Зимней Школы с разных сторон — основные черты этой конференции. Высокопрофессиональная команда организационного комитета заботится о том, чтобы нам было интересно и комфортно. Отдельно остановлюсь на месте проведения Зимних Школ, там не просто красиво, там роскошно!

Интереснейшее летнее событие — это регулярные конференции РО Москва. Их отличает глубина проникновения в заданную тему, ведь интеллектуальная работа и подготовка к конференции идет в течение всего года. Секции групп-анализа, детского психоанализа, прикладного и кляйнианского психоанализа работают и неизменно наполняют нас новыми смыслами. В каждом РО свой психоанализ, своя школа. На формирование РО Москва сильно повлияли идеи Мелани Кляйн и Уилфреда Биона, и это особенно заметно в дискурсах московских конференций. Идеи Мелани Кляйн дают смелость работать с деструктивностью и погружаться в самые глубокие слои психических процессов. А идеи Биона, витающие в атмосфере конференций, неизбежно трансформируют вашу альфа-функцию и увеличат ёмкость вашего психотерапевтического контейнера. Наряду с этими конференциями в РО Москва регулярно проходят Кляйнианские Чтения, Клинические Субботы, Пост-конгресс по результатам Венского конгресса (в институте Зигмунда Фрейда в Австрии). За счет регулярных научных мероприятий обеспечивается постоянное профессиональное развитие членов организации.

В следующих номерах нашего Журнала вы сможете познакомится с репортажами об этих мероприятиях.

Традиционно в апреле проходит конференция по детскому психоанализу в Самаре. Она интересна не только для специалистов, работающих с детьми, но и для тех, кто работает со взрослыми. Детские психоаналитики приезжают на эту конференцию со всей страны. Вспоминаются слова Дональда Винникотта: «терапия — это когда два человека играют вместе». Пожалуй, детские психоаналитики умеют и любят играть, и знают больше игр, чем мы (те, кто работает только со взрослыми, как я, например). Поделиться опытом, поиграть (смыслами) вместе, подискутировать можно на конференции по детскому психоанализу в Самаре.

В заключение я хочу сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приглашаем вас к участию в наших мероприятиях! Будем развивать психоанализ и психотерапию в России вместе!

 

Наша экскурсия по Европейской Ассоциации развития Психоанализа и Психотерапии подходит к концу. Итак, что может дать специалисту членство в ЕАРПП:

- пространство для профессионального развития,

- контейнер для сложных переживаний,

- холдинг и поддержку в сложные периоды профессионального пути,

- отзеркаливание и доброжелательный взгляд на ваше творчество,

- место для здоровой конкуренции,

- стимул продолжать нашу такую непростую, но интересную работу.

 

И еще помните, я говорила, ЕАРПП — это красиво!

Другие статьи выпуска №1
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУЦИИ: зачем нужны и как пользоваться
Яковлева (Князькова) О.Н.
Ларина Е.Н.
Метельская Ю.С.