Сухова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО - Екатеринбург)
  • Член Молодежного Комитета ЕАРПП 
Сухова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО - Екатеринбург)
  • Член Молодежного Комитета ЕАРПП 
Почему Иисус Христос – суперзвезда: история Рождества
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Можем ли мы интерпретировать историю рождения Иисуса Христа с психоаналитической точки зрения и нужно ли это понимание для работы с пациентами? Является ли религиозное мировоззрение пациента препятствием к психоаналитической работе или может стать нашим союзником? Есть ли что-то ценное для психоаналитиков в Библии – самой читаемой книге в мире? Эти вопросы неоднократно появлялись у меня и моих коллег. Возможно, поэтому на XIV Зимней школе МОО ЕАРПП в Екатеринбурге меня заинтересовала дискуссия «Фундамент человеческого в религиозной традиции. История Рождества».

В обсуждении участвовали Владимир Николаевич Шлыков, психолог-психоаналитик, специалист, тренинговый аналитик, супервизор ЕАРПП и ECCP (Vienna, Austria), и Наталья Олеговна Никулина, психолог-психоаналитик, специалист ЕАРПП и ECCP (Vienna, Austria). В качестве экспертов были приглашены Эдриан Роудз, психоаналитический психотерапевт, священник Манчестерского собора, президент ECCP (Vienna, Austria), паст-президент ЕАП, генеральный секретарь и вице-президент Британского совета по Психотерапии (Манчестер, Великобритания), и православный священник Кирилл Екатеринбургской Епархии.

В Евангелии от Луки говорится об истории зачатия и периоде беременности Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, и Марии, матери Иисуса Христа. Продолжение рода считалось главной ценностью, бесплодие женщины воспринималось как проклятие. Женщины, описанные в Библии, вымаливали у Бога ребенка и получали то, что просили. Такой была Сара, Елизавета и мать Марии Анна. Они все родили в очень преклонном возрасте, их беременность была долгожданным чудом. Рожденные таким образом дети очень часто играли большую роль в истории своего народа. Захария, отец Иоанна Крестителя, говорил о том, что его ребенок будет пророком. «Вымоленные» у Бога дети посвящались с раннего детства служению Господу. Мария в раннем детстве была отдана в Иерусалимский храм и воспитывалась там. Мы можем увидеть тесную связь Марии и Елизаветы в тот период, когда они были беременны, и тесную связь родившихся детей – Иисуса Христа и Иоанна Крестителя в их взрослой жизни. Подробное описание зачатия и протекания беременности Елизаветы и Марии говорит о значимости этих событий. С психоаналитической точки зрения, история зачатия, беременности, психологическое состояние матери, а также отношение ее и отца ребенка к еще неродившемуся младенцу влияет на его развитие.

Вера в Бога, смирение с Его волей дают возможность здорового внутриутробного развития. На психоаналитическом языке это означает отказ от всемогущества, здоровый нарциссизм, надежный тип привязанности, базовое доверие к миру и принятие своей человеческой природы, в первую очередь – своей смертности.

Владимир Николаевич обратил внимание на значимость внутриутробно протекавших процессов и возможных нарушений. С этой точки зрения, жизнеописание внутриутробного развития Девы Марии, Иоанна Крестителя и Иисуса Христа очень близки к описанию здорового процесса. Вера в Бога, смирение с Его волей дают возможность здорового развития. На психоаналитическом языке это означает отказ от всемогущества, здоровый нарциссизм, надежный тип привязанности, базовое доверие к миру и принятие своей человеческой природы, в первую очередь – своей смертности. И смертности своих детей. Как можно рожать детей в этот мир, зная, что они умрут? Обязательно умрут. Какой уровень доверия к миру должен быть у женщины, у родительской пары, чтобы несмотря на этот неоспоримый факт рожать детей с радостью, с надеждой и любовью? С верой в жизнь. Современная жизнь, парадигма общества потребления говорит нам о другом – ты можешь все, стоит только захотеть. Сегодня мы как будто бы «отменили» старение, смерть, болезни, бесплодие. Все это воспринимается как то, чего быть не должно. Как и детской смертности – не должно быть. В 21 веке дети не должны умирать. Возможно ли это? В человеческих ли это силах? Или мы сегодня становимся заложниками своей защитной грандиозности, потеряв смирение и страх Божий?

Владимир Николаевич поделился интересными клиническими примерами, в которых идентификация с Марией у беременных женщин, проходящих психотерапию, помогла им погрузиться в спокойное, уверенное состояние вынашивания, придала им чувство защищенности. В тексте Библии мы видим, что Мария чувствовала себя абсолютно защищённой, уверенной в том, что с ней все будет в порядке. Она спокойно принимала свою судьбу и судьбу своего будущего ребенка, зная о том, что ему предстоит. На мой взгляд, идея такой идентификации может быть очень полезна для поддержки тех женщин, у которых нет базового доверия к миру и к себе как части этого мира, которые во время беременности эмоционально нестабильны и испытывают много тревоги: «А правильно ли развивается ребенок, а нормальны ли те или иные проявления?». В большинстве случаев у самих женщин были нарушения развития в ранний период, на этапе формирования базового доверия к миру, как и опыта идентификации с уверенной и спокойной матерью. Иисус говорит: «Идите за мной и будьте как я», словно показывает пример здорового, нормального развития. Христианство может давать структуру, которая помогает в развитии, поддерживает человека.

Эдриан Роудз говорил о том, что первые три главы Бытия подробно описывают раннее развитие ребенка, и мы можем увидеть параноидно-шизоидную и депрессивную позиции в терминологии М. Кляйн. Но цель Евангелия не столько показать биографию Христа, а показать его историю и деяния. Описать, как он формируется и каким он в итоге становится. И нам, психоаналитикам, очень важно изучать не только нарушения в развитии, но и здоровые варианты развития человека. Эдриан Роудз высказал идею о том, что «психоанализ хорош тем, что может показать, что у человека не так, и работать с человеком, у которого что-то не так. Но в чем психоанализ слаб, так это в изучении здоровой личности, в изучении здорового нормального развития». И с этой точки зрения было бы полезно подумать об истории Иисуса как о варианте ненарушенного, нормального развития.

Священник Кирилл упомянул об одном эпизоде, описанном в Библии, когда родители Иисуса Мария и Иосиф, находясь на празднике в Иерусалиме, среди огромной толпы, не смогли найти Иисуса и вернулись домой. Спохватились только через три дня. И это не потому, что им было все равно, а потому что они были уверены, что он с кемто из родственников. Когда родители нашли Иисуса, он был в храме. Сам Иисус тоже не был обеспокоен, не бился в истерике, не получил невроз или заикание. И здесь очень уместно подумать про надежную привязанность, сформированную между родителями и ребенком, про ощущение безопасности и чувство доверия к миру. Согласитесь, если переложить этот эпизод на день сегодняшний, мы увидим совсем другую картину. Сегодня зачастую мы впадаем в панику, если ребенок не ответил на телефонный звонок или задержался на 10-15 минут. Полагаю, что такие сильные чувства говорят не только об изменившихся реалиях, но и о преобладающем типе привязанности, об уровне базового доверия в нас самих и наших детях.

Психоанализ хорош тем, что может показать, что у человека не так, и работать с человеком, у которого что-то не так. Но в чем психоанализ слаб, так это в изучении здоровой личности. И с этой точки зрения было бы полезно подумать об истории Иисуса как о варианте ненарушенного, нормального развития.

В библейских текстах мы читаем, что Елизавета и Мария уверенно, без тревоги и сомнений воспринимают весть о своей беременности. И в итоге, Иисус здесь как кульминация всего священного Писания, а Иоанн – величайший из пророков. Возможно, именно такое спокойное и уверенное отношение матерей дало возможность детям вырасти и стать величайшими людьми, которые затем повлияли на историю всего человечества. На фоне этих историй участники дискуссии вспомнили еще одну историю из Ветхого Завета – о зачатии Исаака. Явившиеся к Аврааму и Саре ангелы говорят о том, что у них родится сын. Но Сара, пожилая женщина, сомневается и смеется. Любопытно, что имя Исаак в переводе означает «тот, кто будет смеяться». Но дальнейшая его судьба достаточно трагична, и он часто впадает в уныние. Связана ли судьба Исаака с сомнениями и высокомерием его матери?

10 заповедей Божьих мы можем считать ориентиром, в том числе и в поддержании психического здоровья. Например, в заповеди «почитай отца твоего и мать» есть важное дополнение, о котором часто забывается: «не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21). Эти слова заставляют нас задуматься не только об отношении детей к родителям, но и о чутком, уважительном отношении родителей к своим детям.

На дискуссии была возможность выслушать две точки зрения – христианскую и психоаналитическую – о развитии человека, как внутриутробно, так и после рождения. Изучение здорового, ненарушенного развития несет в себе огромный потенциал для более глубокого понимания формирования психики человека.

Другие статьи выпуска №5
ПУТЬ АНАЛИТИКА: стремление, преодоление, достижение
Францев М.Л.
Гридаева Г.В.
Сухова Н.А.