Мазалова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО-Новосибирск) и ECPP (Vienna, Austria)
Мазалова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО-Новосибирск) и ECPP (Vienna, Austria)
Работа с родителями в психотерапии с детьми и подростками в докладе Джозефа Кнобеля Фрейда
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Трогательный, ценный, интересный, искренний — так слушатели отозвались о докладе «Работа с родителями в психотерапии с детьми и подростками» известного в Европе детского психоаналитика Джозефа Кнобеля Фрейда, который проживает и работает в Испании.

Доклад Дж. Фрейда был наполнен яркими и понятными примерами из богатой 35-летней клинической практики. За кажущейся простотой психоаналитической работы стоят колоссальный опыт, широкое знание психоаналитических теорий, глубокое понимание человеческой природы. Материал является ценным для практической работы.

Дж. Фрейд в начале своего доклада вспоминает о том, что Зигмунд Фрейд практически не работал с детьми. У истоков детского психоанализа стояла Мелани Кляйн. С родителями она встречалась всего один раз, после отодвигала их в сторону и считала помехой. Француаза Дальто, наоборот, много и плотно работала с родителями при терапии детей и подростков, популяризировала психоаналитические идеи и вела активную профилактическую работу с родителями с помощью радиопередач т.д. В настоящее время детские психоаналитики понимают, что параллельное консультирование родителей оказывает хороший эффект при работе с детьми и подростками.

Дж. Фрейд выделяет следующие важные моменты. Во-первых, ребенок — это производная от родителей, результат родительского влияния. Поэтому дети и подростки являются объектами, которые уже наделены определенными характеристиками своих семей. Во-вторых, ребенок всегда зависим от родителей. Всегда. И в задачи психотерапии не входит лечение ребёнка от этой зависимости. В-третьих, психоаналитик вступает во взаимоотношения с ребёнком уже после допущенных родителями в отношении него ошибок, неудач, нарциссических травм.

Во всем мире родители прибегают к помощи психоаналитика как к последней инстанции. Прежде они уже побывали у разных специалистов: врачей, невропатологов, попробовали другие виды терапии. К этому времени их надежда истощилась, и они испытывают психологическую усталость. Родители смотрят на психоаналитика как на мага, который способен сотворить волшебство, и ожидают, что он разрешит любой конфликт достаточно быстро и в предельно короткие сроки. Они регрессируют, поэтому с родителями важно разговаривать тонко и деликатно, чтобы не вызвать у них персекуторную тревогу.

Родители приходят в кабинет психоаналитика с вопросами из обыденной повседневной жизни и приносят много-много-много чувств. С одной стороны, они сразу же доверяют терапевту и сразу наделяют его властью. А с другой стороны, они ждут, что терапевт сначала проверит их ребенка, а затем начнет обвинять в тех промахах, которые они допустили. Джозеф Фрейд выделяет фундаментальное чувство родителей — это страх, который прослеживается в их первых вопросах к психотерапевту:

— Что мы сделали неверно?

— В чем мы ошиблись?

— Что и когда пошло не так?

В них отражается чувство вины матери или отца. Здесь психолог встречается с родительским нарциссизмом. Дж. Фрейд подчеркивает важность работы психоаналитика в том, «чтобы родители не остались замкнутыми в своем переносе, в ожидании того, что терапевт начнет их наказывать, ругать или обвинять в каких-то ошибках».

На родительских встречах психоаналитик сталкивается с конфликтами, которые не имеют никакого отношения к ребенку:

- с личными конфликтами родителей;

- с конфликтами между родителями;

- с собственными бессознательными детскими конфликтами родителей.

Терапевту важно довести до них, что при анализе истории ребенка родители встречаются и со своей детской историей, со своими внутренними родителями. «Здесь речь идет о фантазмах бессознательного, и здесь мы задаемся вопросом о том, кто именно живет в Супер-эго ребенка? Ответ может быть следующим: бабушки и дедушки, то есть родители их родителей», — замечает Джозеф.

«В своей книге «Идеи для родителей, которые не могут найти решение проблемы», — говорит Джозеф Фрейд, — я обсуждаю вопросы, с которыми пациенты приходят ко мне в клинику как к психологу. Я надеюсь, что она будет переведена на русский язык. При работе с родителями мы как терапевты будем разбирать, что хорошо и что плохо. Но мы не должны занимать позицию диктатора. Наша основная задача — предоставить им возможность задуматься. В этом докладе я познакомлю вас с методами, которые мы можем использовать в работе».

Дж. Фрейд выделил ряд проблем и вопросов, с которыми он наиболее часто встречается в своей практике в Испании.

Современные родители интересуются, до какого возраста следует кормить ребенка грудью. Джозеф рассказал о мальчике 5 лет, которого мама кормила грудью тогда, когда он захочет. Она понимала, что в этом есть что-то неправильное. Здесь Дж.Фрейд задается вопросами: «Как работать с этой матерью? Сказать ей в лицо, что она поступает неверно? Она и так это знает. Вопрос в том, почему она так делает, почему она до сих пор дает грудь своему 5-летнему сыну. В наших кабинетах мы часто сталкиваемся со случаями, когда происходящее можно назвать неправильным. Мы не должны говорить об этом прямо. Но важно, чтобы родители задались вопросом об ошибочности происходящего между ними и ребенком, чтобы задумались, а что именно происходит не так, и почему они это делают?».

На вопрос, до какого возраста кормить грудью ребенка, Джозеф Фрейд дает следующий ответ: «В 5 лет, конечно же, нет. Грудь дают до года. Ребенку важно перейти на другую форму общения с матерью. А матери важно отгоревать свою сепарацию, свое отделение от ребенка, свою зависимость от него».

Следующий вопрос, с которым родители приходят в терапию: может ли спать ребенок вместе с ними? Текущие тенденции таковы, что дети 5, 6, 7 лет беспрепятственно прибегают ночью в родительскую постель. Родители не видят в таком поведении ничего особенного и не знают, к каким последствиям это может привести. Дж. Фрейд рассказал о девочке 5-ти лет, которая находилась в процессе переживания эдипова комплекса. Среди ночи она прибегала в родительскую спальню. Ее мама при этом уходила спать в ее кровать. Девочка об этом рассказывала с радостью, так как в такие моменты она чувствовала, что победила маму, оставаясь в кровати с отцом. У ребенка наблюдались фобии из-за отсутствия границ, которые в семье ей никто не устанавливал.

Джозеф Фрейд говорит, что в данном случае работа с родителями так же важна, как и работа с девочкой. Необходимо, чтобы они задумались о том, что заставляет маму уходить в другую кровать, почему она позволяет дочери занять свое место. Ценно познакомить родителей с альтернативными формами взаимодействия. Например, в прежние времена дети не входили в родительскую спальню без стука. Ребенок понимал, что за стуком должен последовать ответ родителя. Могли разрешить войти или отказать. Когда-то З. Фрейд писал о «его величестве ребенке». Сейчас не редкость, когда ребенок управляет семьей. И это тоже одна из форм управления ребенком родителями.

В Испании бывает жарко и существует еще одна тенденция: родители могут принимать душ вместе с детьми, могут ходить обнаженными по квартире. Такое поведение провоцирует у детей определенные психологические проблемы.

Например, отец вместе с сыном 7 лет регулярно принимал душ. В результате чего у ребенка появился страх, который он сразу изобразил на своем первом рисунке у психоаналитика. Ребенок объяснил свой рисунок. Он сказал, что боится, а вдруг его орган не будет таким же большим и красивым, как орган его отца. Позже на консультации, где присутствовали только родители мальчика, Джозеф постарался с помощью вопросов деликатно объяснить отцу, что принимать душ вместе с сыном не очень правильно. Мужчина задумался и ответил, что прекратит мыться вместе с сыном. Ведь мальчик уже достаточно взрослый.

Родители, которые ходят обнаженными по квартире при детях, ошибочно считают, что они делают все наилучшим образом и показывают хороший пример. Для них бывает открытием, что такое поведение может вызывать гипервозбуждение у детей. Потом их детям по достижению подросткового возраста бывает трудно вступить в естественный контакт со своей сексуальностью. Дж. Фрейд говорит, что этим родителям можно задать примерно такие вопросы: «Если к вам в гости приедет тетя, то вы тоже будете встречать ее обнажённым?». Такой метод помогает им задуматься о своем поведении. Родителям важно донести, что есть другие его формы. Если очень жарко, то можно просто открыть окна. И кондиционеры сейчас не являются большой редкостью в квартирах. Мишенью терапии в подобных случаях будет обучение родителей и детей интимности. У каждого должны быть как свое место, так и своя интимность.

Манипулирование родителями посредством еды — это еще одна важная проблема, которая есть в Испании. Дети сами выбирают себе еду, указывают родителям, что приготовить им на завтрак, обед, ужин. Ребята постарше определяют круг покупок в супермаркете, а на выходе из магазина интересуются количеством потраченных денег. У этих детей может наблюдаться множество страхов, ведь им приходится быть взрослыми по отношению к своим родителям-подросткам. Эти примеры свидетельствуют об отсутствии отцовского закона в семьях. Психологам, по мнению Дж. Фрейда, важно изучать эту тему и доводить ее до сознания родителей.

Существует еще один предмет внимания — сверхзанятость современных детей. Даже мировая ситуация в настоящее время складывается так, что гиперзаняты все: сверхзаняты родители, сверхзаняты дети.

В Испании ребенок заканчивает свой школьный день, а после посещает множество кружков и секций. У таких детей тоже наблюдаются различные фобии. Родители вместо общения со своими детьми озабочены их развитием. У этих детей нет времени на игру, детство проходит мимо них. Порой невозможно найти время в расписании ребенка для посещения психолога. Джозеф считает, что время для скуки не менее значимо, чем время для занятий. И важно, чтобы люди могли проживать эту скуку. Ведь именно скука предоставляет время ребенку для контакта с самим собой, а родителям время для контакта с ребенком. Это то, о чем должны задуматься родители.

Дж. Фрейд выделил еще один предмет обсуждения, который во время пандемии стал ярче — зависимость детей от телефонов, смартфонов, планшетов, айпадов, компьютеров и т.д. Родители или вовсе не ставят ограничений в их использовании, или пытаются сократить игру до одного часа. Но проходит час, и ребенок произносит: «Еще чуть-чуть.… Еще немножко...». Игра затягивается до двух и более часов. Родитель не в состоянии сказать: «Время закончилось. Отдавай телефон». То же самое происходит с вопросами, в какое время идти спать, в какое время идти в душ, когда делать уроки и т.д. В этом случае родители могут поразмыслить о том, что мешает соблюсти те ограничения, которые они сами обозначили? В итоге опять получается ребенок, который управляет и командует семьей. Джозеф произнес: «Эта тема сейчас настолько актуальна, что мне хочется донести её до современного общества. Необходимо, чтобы дети вернулись к тем ограничениям, которые для них устанавливают родители». Он продолжил: «В психоанализе тоже есть правила. Есть назначенный день и время сессии. Есть определенная сумма, которую должны платить. Есть и другие конкретные правила, но в кабинете психоаналитика ребенок не управляет и не командует».

Джозеф познакомил участников конференции с клиническим случаем, который вызвал у слушателей много откликов, вопросов, мнений. Это случай девочки 3 лет. У нее была навязчивая мастурбация. Но на самом деле проблема заключалась не в этом. Девочка не разговаривала на обычном языке, но говорила на особенном «тарабарском» языке, который понимала лишь ее мать. Мать «переводила» речь девочки, когда девочка хотела общаться с другими людьми: «Малышка говорит то-то и то-то». Фактически мать полностью «окружала» ребенка, не давала дочери контактировать с другими людьми непосредственно, напрямую, минуя мать. Стало понятным, что мать выстраивала с дочерью симбиотические отношения, из которых исключала отца, психолога, любого третьего. Мастурбация и аутоэротизм были для девочки выходом. Так она могла почувствовать свое тело, реализовать себя, противостоять материнскому захвату. Дж.Фрейдом проводилась тонкая и кропотливая работа по сепарации матери от ребенка, освобождению места для отца в семье. Примерно через год случилось символическое рождение девочки: она заговорила на прекрасном испанском языке, оказалось, что она это умела.

Джозеф Фрейд озадачен тем, что в современном мире отцовская функция как будто бы начинает исчезать. Раньше было очевидно, что те, кто знает – это отцы, учителя. Но на замену им пришел Гугл. В результате этого авторитет отцов и учителей упал. Психоаналитики должны возвращать отцовскую функцию тому, кто знает. Необходимо уменьшать влияние технологий. Что касается терапии, то в кабинете сначала психоаналитик устанавливает закон, а потом постепенно передаёт его отцу или тому, кто выполняет эту функцию в семье.

Участники самарской конференции обратили внимание, что в докладе Дж. Фрейда отражены актуальные тенденции современной семьи: манипулирование ребенком своими родителями, превращение ребенка в «его величество», сложности с выражением отцовской функции и отцовского закона в семье, захват ребёнка, зависимость детей от гаджетов и т.д. Это те же темы, которые обсуждаются на конференциях и круглых столах в России. Это те же проблемы, с которыми в настоящее время работают российские детские психоаналитики.

В завершении Джозеф Фрейд произнес: «Психоанализ детей — это будущее психоанализа. Чем больше мы будем принимать детей, тем меньше потом будет проблем у взрослых. Есть надежда, что взрослые реже будут приходить в терапию. Я сам восхищен этой работой и стараюсь передать её с помощью своих докладов. Не менее важно, чтобы мы заботились о своих внутренних детях и не бросали их».

Другие статьи выпуска №2
ПСИХОАНАЛИЗ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: ретравматизация, регрессия, выгорание