Есть такие фильмы, просмотр которых несет в себе терапевтический эффект. «Я убиваю великанов» (реж. А. В. Хансен, 2017) как раз из таких.
Главная героиня, Барбара, сталкивается с запредельным переживанием: ее мать умирает. Смертельная болезнь матери оказалась тяжким бременем для всей семьи, где трое детей разного возраста оказались предоставлены сами себе.
Старшая сестра пытается взять на себя функции матери, но эта нагрузка слишком тяжела для нее. Она вынуждена жертвовать собой, и такая жизнь, которую она не выбирала, становится ее бременем. Девушка в отчаянии.
Брат Барбары уходит от невыносимой реальности в компьютерные игры. Он вроде бы проводит время с друзьями, но на самом деле закрыт для живого контакта.
У Барбары, младшей в семье, другая защита. Девочка отчаянно борется со смертью, образ которой предстает в виде ужасных великанов. Девочка не осознает, с чем и почему она борется, но у нее есть миссия: спасти мир, что символически означает спасти маму.
В фильме показано, как близкие люди, как это часто бывает, вместо поддержки друг друга начинают защищаться от контактов с другими, изолируясь в собственном страдании. Барбара — единственная в семье, кто пытается хоть как-то установить контакт с братом и сестрой. Она делает это по-своему — через фантазии и игры. Но ни брат, ни сестра не готовы ответить ей взаимностью. В результате каждый справляется с общим горем так, как может. При этом брат и старшая сестра выглядят более адекватными, с точки зрения социума: они общаются с людьми, заняты обычными делами. На самом деле они также отрицают приближающуюся смерть матери, уходят от переживания чувств. Никто в семье не говорит о том, что происходит, да и о маме вообще. Самое важное и болезненное игнорируется.
Барбара тоже борется с невыносимой реальностью. Но ее способ отличается от того, что выбрали брат с сестрой. Она не отрицает чувств, не прячет их, но находит им объяснение и способ выражения через погружение в архетипическое. Связь девочки с реальностью нарушается, она выглядит странной и балансирует на грани безумия. Однако ее психика продолжает бессознательно искать способ переживать, и Барбара идет навстречу этому опыту.
Удивительное явление, которое можно наблюдать и в реальной жизни, но, к сожалению, редко: психика изобретает такой способ переживания, который бы позволил переработать невыносимый опыт. Мы можем видеть, как в своей борьбе Барбара проходит разные стадии горя. В начале фильма девочка чувствует себя могущественным воином, обладающим непобедимым оружием. Однако постепенно ее связь с реальностью крепнет. Этому способствует установление эмоциональных связей с девочкой Софией и школьным психологом. Барбара отстранилась от людей, закрылась, но не потеряла способности устанавливать связи, способности, заложенной, по всей видимости, матерью. Теперь девочка не одинока, но вместе с тем связь с людьми — это связь с реальностью. Более того, ни София, ни психолог не поддерживают бред Барбары о великанах, но при этом интересуются ей самой. Такая связь лишает Барбару всемогущества, однако позволяет проявиться реальным чувствам девочки в живом контакте.
Барбара проявляет агрессию: ударяет обоих людей, пытающихся наладить с ней контакт. И вот тут происходит самое важное для любых отношений: хоть и София, и психолог расстроены поведением Барбары, они прощают ее. Именно такая связь позволяет Барбаре ощутить себя всего лишь человеком, оказавшимся перед тяжелейшим испытанием. В таком состоянии девочка идет на свою решающую битву — встречу со смертью. В какой-то момент ей даже кажется, что она победила. Ведь она была такой сильной и отважной. Но смерть нельзя победить.
Здесь Барбара сталкивается с запредельным для любого, независимо от возраста, человека переживанием — она встречается с собственной смертью. Смерть в образе великана называет вещи своими именами. Барбара все это время не живет, она отказывается от жизни, надеясь победить смерть. Отрицая смерть, невозможно оставаться живым.
Пройдя сквозь психоз, погрузившись в бессознательное, девочка принимает решение жить. Происходит трансформация, в результате которой Барбара возвращается в мир возрожденной. Больше нет необходимости бороться и жертвовать. Ведь теперь Барбара нашла в себе опору: чтобы по-настоящему жить необходимо принять смерть, чтобы по-настоящему любить необходимо принять возможность утраты.