Маслов Михаил Николаевич
  • Магистр психологии
  • Председатель РО – Ростов-на-Дону ЕАРПП
  • Член правления ЕАРПП
  • Аккредитованный супервизор ОППЛ
  • Член Ученого Совета Саморегулируемой организации Ассоциации «Союз психотерапевтов и психологов», Тренинговый аналитик ЕАРПП, ECPP (Vienna, Austria). 
Маслов Михаил Николаевич
  • Магистр психологии
  • Председатель РО – Ростов-на-Дону ЕАРПП
  • Член правления ЕАРПП
  • Аккредитованный супервизор ОППЛ
  • Член Ученого Совета Саморегулируемой организации Ассоциации «Союз психотерапевтов и психологов», Тренинговый аналитик ЕАРПП, ECPP (Vienna, Austria). 
Синопсис к докладу Рональда Доктора «Индивидуация и социализация: путешествие героя»
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Господин Доктор предлагает рассмотреть психодинамический процесс в психоаналитической психотерапии нарциссического расстройства личности через призму мифа о «Путешествии Героя».

Миф «Путешествие Героя» как процесс индивидуации и приход к самости, с одновременным процессом социализации символически отражает психодинамический процесс личностного изменения. Миф о герое дает основные психодинамические точки, на которые можно ориентироваться в процессе психотерапии.

Индивидуация – процесс влечения к самости и целостности личности, к внутреннему миру и бессознательному. Основной миф взят из книги Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий Герой»[1]. Идея путешествия Героя используется как метафора индивидуации. Таинство путешествия Героя ведет к синтезу противоположностей психического. Герой возвращается из путешествия, наделенный силой приносить пользу другим людям. Чем больше мы осознаем себя через самопознание и действие, тем большей осознанности себя можно достичь, сбалансировать конфликтность эгоистичных желаний, тем больше получается преодолеть трудность в принятии себя. Подобный путь развития мы можем увидеть в процессе индивидуации, как его описывала Маргарет Малер. Зародыш Героя живет в каждом в малыше, отправляющемся исследовать мир. Младенцу нужно позволить на этапе пути свободные омнипотентные переживания. Это ситуация перспектив и очарования новыми достижениями. Для путешествия Героя нужно сначала принять и использовать, а потом освободиться от всемогущества. С точки зрения психоаналитика Джона Стайнера, всемогущество — движущая сила патологии и Герой должен освободиться от него. То есть всемогущество не рассматривается как что-то, что может принести пользу пациенту. Напротив, только как что-то вредящее. Рональд Доктор дополняет мысль Джона Стайнера. Всемогущество — это основание для протеста против ограничений и основание для свободного мышления. Кэмпбелл описывает Героя, который чувствует, что он ПРИЗВАН, который дерзает и совершает подвиги, опираясь на свое ощущение всемогущества. В своих битвах Герой встречает помощников и черпает надежду от фигур, которые помогают ему, чаще это бывают женщины, то есть материнская фигура. Но рано или поздно Герой терпит поражение и спускается в бездну отчаяния. И еще одна важная часть Путешествия — это Возвращение Героя.

По мнению Кемпбел, с психоаналитической и психотерапевтической точки зрения через путешествие Героя можно понять самих себя. Пациент приходит в анализ в состоянии отчаяния. Во время анализа он может достичь определенного уровня самосознания и у него остается желание вернуться в реальную жизнь, опираясь на достижения анализа. Как и в случае с младенцем, Герою помогают помощники, так аналитик помогает пациенту вернуться домой и столкнуться с реальностью. Герой совершает подвиги, но рано или поздно терпит поражение. Когда поражение и унижение переживаются неоднократно — это приводит к смирению и принятию ограничений. Потеря всемогущества болезненна, ее нужно принять и оплакать. Герой, который не может освободиться и оплакать свое всемогущество становится неудачником, снова и снова совершающим попытки подвигов, и терпящим неудачи. Он застревает в навязчивом повторении. Другая судьба Героя: не пережив и не оплакав свои разочарования, он может стать Злодеем, переживающим унижение и мстящим за него. Настоящий Герой полон решимости вернуться домой, у него хватает решимости освободиться от всемогущества и начать формировать отдельную идентичность.

По мнению Кемпбел, с психоаналитической и психотерапевтической точки зрения через путешествие Героя можно понять самих себя.

По мере освобождения от патологической организации и всемогущества, на первый план выходят унижение и разочарование. Если он не вызывает восхищение — его больше нельзя любить. Он теряет свою способностью любить и быть любимым. Конфликт из-за любви подменяется конфликтом из-за власти: желанию триумфа и унижения других. Очень важно, работая со своими пациентами, увидеть конфликты любви и желание получить любовь за конфликтами власти.

Герой, потерпевший поражение, начинает путь Возвращения. Для этого ему придется решить две задачи: 1) необходимо освободиться от всемогущества и оплакать его, что возможно лишь после того, как признано Удовольствие от всемогущества; 2) восстановить родительские объекты и установить взрослые отношения с ними. Для этого нужно возобновить отношения с матерью и отцом, освободившись от догмата своих детских потребностей. Но проблема возвращения в реальный мир, в отношения с матерью и отцом вызывает дополнительные трудности.

Доктор описывает пациента А., отец и мать которого были профессиональными моделями и А. провел свое детство среди красоты. Он понял, что он призван в этом мире совершить что-то значительное, т. к. его младшая сестра родилась с генетической аномалией и была инвалидом. А. подумал, что должен спасти ее, решил стать нейробиологом, чтобы создать лекарство для ее спасения. Он уехал из дома в Великобритании в другую страну и поступил на факультет нейробиологии. Вспоминал, что спустя несколько месяцев обучения профессор сделал ему замечание и попросил быть не таким громким и шумным. За время приключений и «подвигов» А. многое пережил: жил с мужчиной, который был осужден за убийство; жил с женщиной, которая была частью мафиозной семьи; жил с женщиной, которую потом нашли убитой на подводной лодке при загадочных обстоятельствах. Каждый из этих персонажей может рассматриваться как часть пути Героя и его испытаний. Путешествие по сказочному миру приключений, столкновение с жестокими и опасными испытаниями: убийцами, мафией, историей с убийством на подводной лодке.

А. познакомился с невероятно красивой девушкой, моделью, их отношения длились три года. Отношения рухнули, и девушка покинула его, но на прощание она подарила ему камень-талисман. Этот талисман А. бережно хранил и держал всегда при себе. Затем А. встретил вторую женщину, отношения с которой длились два года, затем они тоже расстались. А. был уверен, что всегда сможет вернуться к своей первой девушке, но когда он попытался восстановить отношения с ней, оказалось, что у нее уже есть другой мужчина. Восстановить отношения было невозможно. Возвращение А. началось после того, как он столкнулся с необратимостью — отказом его бывшей девушки возобновить отношения с ним. Он очень горевал по потерянным отношениям, но не мог себе в этом признаться.

С точки зрения психических функций, вызывающих и поддерживающих психопатологию, важно было услышать о такой категории в эмоциональных отношения как нежность.

Часто у Героя есть помощник, который (которая) сопровождает его на пути испытаний и помогает советами и т. п. Выполнив миссию, герой должен вернуться в повседневный мир. А. после возвращения в Великобританию решил, что ему нужен психоанализ и стал приходить пять раз в неделю. Чтобы его поддержать и помочь ему, требовалась чуткость со стороны аналитика к нежности внутри его, в то время как А. говорил, что он презирает нежность и таким образом старается быть более мужественным. А. рассказывал, что ему было невыносимо видеть, как отец обнимает мать за плечи. Ему бы тоже хотелось обмениваться такими жестами со своей девушкой. Но это означало бы контакт с нежностью внутри него, что было запретным, недопустимым для А. Возвращение домой — это пересмотр отношений с родителями, деидеализация родительских объектов. В отношениях А. с его родителями было много разного, но воспоминание о нежности родителей друг к другу помогло ему понять, что между родителями были настоящие отношения, а не фальшивка.

А. через некоторое время в анализе удивлялся, что аналитик предлагает ему говорить о чувствах, тем самым открывая ценность чувств в своем психическом мире. Когда А. пришел в анализ, он думал, что анализ это только для того, чтобы говорить. А. отказался от своей всемогущей идеи найти лекарство для своей сестры, и пришел в анализ с потребностью оплакать и эту утрату тоже. Восстановление отношений с родителями, а так же восстановление отношений родительской пары (в восприятии господина А.) стало поворотным в его анализе, открыло доступ к его чувствам.

Рональд Доктор закончил свой доклад, процитировав У. Биона: «нужно дерзнуть и дать шанс зародышу собственной мысли. Хотя вы захотите, чтобы ваши мысли соответствовали теориям Вашего аналитика и супервизора, общества или культуры, но важно, чтобы вы позволяли себе думать то, что хочется думать именно вам».

С точки зрения психических функций, вызывающих и поддерживающих психопатологию, важно было услышать о такой категории в эмоциональных отношения как нежность. Нежность является фундаментом либидиозных переживаний, который дает возможность переживать удовольствие и наслаждаться разными сторонами жизни. Будь то эстетическое удовольствие от наслаждения красотой природы, архитектуры, человеческими отношениями и многим другим. В то время как отсутствие нежности и эмоциональной теплоты в отношениях с родителями не позволяет сформировать представление о нежности и ее производных (о любви) как о чем-то ценном во внутрипсихическом мире. А это в свою очередь вызывает желание вместо чувства любви заполнить психическое восхищением и гордостью. Восхищение же и гордость требуют обесценить повседневный рутинный образ жизни и все силы бросить на достижения, которые не могут не быть грандиозными.

Спасибо Рональду Доктору за метафоричное и символичное описание психоаналитического процесса. И это может помочь аналитику в процессе работы с пациентом ориентироваться и прогнозировать общие психодинамические моменты. 



[1] Например, Джозеф Кэмпбелл «Тясячеликий герой». Питер: 2018. Серия: мастера психологии.

Другие статьи выпуска №1
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУЦИИ: зачем нужны и как пользоваться
Роудз Э.
Метельская Ю.С.
Холобесова А.В.