Фогт Анна Александровна
  • Врач-психиатр
  • Психоаналитически-ориентированный психотерапевт
  • Семейный психолог
  • Руководитель и супервизор психологического центра SmartPsy
  • Член РПА и ЕАРПП (РО-Санкт-Петербург)
  • Преподаватель Санкт-Петербургской Школы Психоанализа
Фогт Анна Александровна
  • Врач-психиатр
  • Психоаналитически-ориентированный психотерапевт
  • Семейный психолог
  • Руководитель и супервизор психологического центра SmartPsy
  • Член РПА и ЕАРПП (РО-Санкт-Петербург)
  • Преподаватель Санкт-Петербургской Школы Психоанализа
Свободный киноклуб
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Как известно, кино и психоанализ появились почти одновременно, но какое-то время развивались обособленно. Психоанализ зародился одновременно с кинематографом — в 1895 году была написана работа Фрейда «Изучение истерии», и в том же году братья Люмьер изобрели кинопроектор. Писатель и поэт Андре Бретон, считающийся основоположником сюрреализма, увидел в кинематографе средство выражения подсознательного. Уже тогда с помощью кино можно было рассказывать истории, используя наложения кадров друг на друга, замедление движения и другие кинематографические приемы. Сюрреалисты видели в этом подражание сновидениям. Однако серьезные научные попытки совместить теории психоанализа и кино получили распространение лишь после Второй мировой войны.

В настоящее время существуют целые направления кинотерапии. И, на мой взгляд, не случайно. Говорить о жизни героя в кино безопаснее, чем говорить о себе от первого лица. Кино может вызывать ассоциации и поднимать те чувства, с которыми в обычной жизни мы стараемся не сталкиваться, оно помогает обратить наше внимание на внутренние процессы. Наши клиенты часто в терапии рассказывают нам о фильмах, у многих это замена исследования собственных сновидений. Особенно это важно тогда, когда у человека выраженные сопротивления, и он не запоминает сны. А кино — это более приемлемая и доступная форма, через которую можно приблизиться к своим бессознательным процессам. И у фильма есть еще одно преимущество: человек может в любой момент его выключить или перемотать, или посмотреть снова. То есть здесь он контролирует этот процесс и может постепенно приближаться к травматическому переживанию, тогда как кошмарный сон отключить нельзя, его можно только забыть, или организовать себе бессонницу, чтобы избегать этого столкновения. Кино — это еще и возможность рассказать другому что-то о себе, поделиться видимой частичкой бессознательного (люди очень любят рекомендовать друг другу фильмы или ходить вместе в кинотеатр). Поэтому киноклуб в рамках проекте СПОЛ[1] стал уникальным пространством для собственного развития и обучения одновременно. Ведь в фокусе находится человеческий субъект, которого мы постигаем, идентифицируясь с ним на экране. Также как и в психоанализе, с той лишь разницей, что процесс постижения субъекта происходит в рамках кабинета.

Киноклуб — это почти группа «общего сна», где все смотрят один и тот же сон, а затем в процессе обсуждения вместе переживают его эмоционально и пытаются проинтерпретировать с позиции психологических теорий, а также с точки зрения возникших в процессе просмотра фильма, собственных чувств и ассоциаций.

Мы собираемся онлайн в зуме каждый третий четверг месяца. Приглашаем к участию специалистов разных психотерапевтических направлений. Наши встречи происходят в дружеской обстановке в форме обсуждения и дискуссии. Участники делятся своими идеями, примерами, иногда это вызывает личный отклик и человек может поделиться своей личной историей или чувствами. Мы подходим к процессу творчески: участники могут свободно ассоциировать, а ведущий помогает поддерживать групповой процесс, иногда задавая какое-то новое направление в обсуждении. Нет правильных или неправильных мнений, есть живой диалог. Мы приглашаем разных ведущих киноклуба, так как особенно интересен разный взгляд на проблематику в кинематографе, разный опыт специалистов в их практике, разный подход к исследованию кино. Например, в один четверг мы пробовали разобраться в психологических предпосылках сексуальных перверсий и аутоагрессии на примере фильма режиссера Ларса Фон Триера, «Нимфоманка». В другой раз рассуждали о переживании разлуки и одиночества ребёнком, о механизмах формирования детских травм на примере документального фильма последователей А. Фрейд и Д. Боулби «Маленькие дети в краткосрочной разлуке». Каждый спикер проводит киноклуб в своей особой манере — кто-то дополняет обсуждение краткой лекцией на поднимаемые в фильме проблемы, другой стимулирует активно работать группу, третий предлагает совместный просмотр и обсуждение по свежим впечатлениям.

Киноклуб — это почти группа «общего сна», где все смотрят один и тот же сон.

Участники тоже разные, из разных психологических направлений, с различными взглядами и идеями. Многие участники являются постоянными посетителями киноклуба. «Новички» с каждой группой становятся увереннее в высказывании своих мыслей, и уже сами начинают предлагать фильмы для обсуждения. Дискуссии каждый раз происходят в разном ключе: иногда это более клинически-ориентированное обсуждение с примерами из реальной практики, иногда это более душевный разговор и личный отклик. А иногда бывает, что пришедший участник не успел посмотреть фильм и тогда начинается очень интересный групповой пересказ фильма — «групповой сон наяву», где сюжет обрастает интересными подробностями, нюансами и новыми «режиссерскими версиями». Это все помогает тренировать наше ассоциативное и образное мышление, т. е. киноклуб выполняет еще и роль психоаналитического тренинга.

Многие участники отмечают, что формат очень интересный, что они возьмут это на вооружение в своей практике и занятиях со студентами. Для меня самой такой формат исследования фильмов оказался очень интересным, навел на некоторые инсайты в своей работе с клиентами и в личной истории.

Мне также, кажется, важным, что в нашем киноклубе нет четкой привязки только к психоанализу, и что для входа не нужно цитировать Фрейда или разбираться во всех видах сопротивлений. Именно через свободный диалог специалисты других направлений заинтересовываются психоанализом, а все участники расширяют профессиональный кругозор за счет знакомства с мнениями и откликами разных специалистов.

Весь проект СПОЛ — это большая творческая площадка, и киноклуб, как его часть, это пространство, где мы получаем интересный опыт. Мы вместе и смеемся, и грустим, сопереживаем героям и размышляем о себе. После завершения встречи уходим с какими-то ответами или, наоборот, с вопросами, идем пересматривать фильм или готовимся к следующей встрече.



[1] Свободная Психотерапевтическая Образовательная Лаборатория

Другие статьи выпуска №1
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУЦИИ: зачем нужны и как пользоваться
Зоткина Е.А.
Мику Я.