Барминов Иван Алексеевич
  • Врач, психоаналитический психотерапевт
  • Член ЕАРПП
  • Родился в г. Калуга, всегда интересовался тем, как устроен внутренний мир людей. Иногда из удивительных историй, наполненных сложными противоречивыми чувствами, рождаются сюжеты книг
Барминов Иван Алексеевич
  • Врач, психоаналитический психотерапевт
  • Член ЕАРПП
  • Родился в г. Калуга, всегда интересовался тем, как устроен внутренний мир людей. Иногда из удивительных историй, наполненных сложными противоречивыми чувствами, рождаются сюжеты книг
Впервые осуществиться самому
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

Для меня прошедшая в Сочи конференция была наполнена эротическими смыслами, но слово «эротика» я здесь употребляю в несколько непривычном значении.

Лу Саломе — русско-немецкий психоаналитик писала, что жизненная ценность эротического в том, что оно может брать силы из любого «грунта», служа жизни, приспосабливаясь к любым условиям. Источниками эротического, т.е. упомянутыми «грунтами», могут быть телесные причины, психические и социальные. Наиболее глубоким смыслом возникновения эротического чувства является стремление приблизиться к другому «Я», чтобы во взаимодействии с ним впервые осуществиться самому.

И я всю конференцию наблюдал попытки реализации влечения быть, существовать.

Например, Елена Леонидовна Коробова в своём докладе рассказала о случае братьев-близнецов Раймеров. У одного из них удалили пенис и по рекомендации не стали говорить, решив воспитывать его полностью, как девочку, используя гормональную терапию. В итоге, несмотря на гормоны и полоролевые идентификации, он всё равно ощущал себя мальчиком. В 15 лет ему сказали, кто он. Впоследствии его стали переделывать обратно в мужчину, а в 38 он совершил самоубийство. Честно говоря, услышав эту историю и представив себя на месте этого мужчины, я подумал, что было бы лучше убить самого Мани, а не себя.

Коллеги из Екатеринбурга — Колосовская Авелина и Мельникова Лидия представили аудитории историю об Андрогинах — третьем поле в мифологии. Они были настолько сильны, что Зевс решил их ослабить, разделив, но с тех пор их части постоянно стремятся друг к другу, чтобы снова обрести силу. Здесь я вижу общее с историей о Раймере — есть человек, который хочет понять, кто он, какой, обрести своё истинное значение, однако некая внешняя сила противодействует, и её требуется преодолеть. К счастью, в отличие от Раймера, зачастую многим счастливчикам всё же удаётся «перебороть Зевса», создавая продуктивную пару мужчины и женщины.

Наиболее глубоким смыслом возникновения эротического чувства является стремление приблизиться к другому «Я», чтобы во взаимодействии с ним впервые осуществиться самому.

Появление ребёнка знаменует и рождение группы из трёх человек. В совместном докладе Алины Алексеевны Тимошкиной и Полины Олеговны Черкас были приведены примеры функционирования разных групп — женской, с одним мужчиной, с двумя и более. Мне запомнился опыт, когда группа, составленная только из участниц-женщин, не принимала мужчин — они уходили после нескольких сессий, и какое-то время чувствовала своё слияние и удовольствие. Однако через некоторое время участницам стало скучно, они стали задаваться вопросами, что сделать, чтобы мужчины перестали уходить от них. Тогда было решено посадить в группу наблюдателя-мужчину, который во время сеансов ничего не говорил, только наблюдал и сообщал о своих наблюдениях ведущей вне работы группы. В итоге такой трюк позволил прорвать блокаду страха всего мужского, группа раскрылась для участников с новой стороны. А через некоторое время в ней появились и мужчины.

Психоаналитик подобен писателю-призраку, который постоянно «перезаписывает» личную историю пациента, помогая тому обрести свою идентичность.

Мне очень запомнилась вовлечённость аудитории во время доклада Бориса Кордича из Белграда. Он говорил о том, что психоаналитическая интерпретация необязательно является символической пенетрацией, но может быть и «эякуляцией» в случаях, когда она что-то создаёт в психике пациента или в терапевтических отношениях. Осуществление женской функции тесно связано с прорастанием в Другом истинного «Я». У меня возникла мысль, почему так популярен фильм «Чужой» и его продолжения — потому что это история про страх прорастания внутри чужого «Я» и фантазия, что оно разрушит собственную личность.

Представленный Кордичем клинический случай вызвал бурную дискуссию о том, какие элементы психики мужчины в представленном случае можно отнести к условно «мужской» области, а какие — к «женской». Наблюдая со стороны, я отметил для себя, что примерно в половине анализируемых аудиторией паттернов поведения мнения разделялись, получается, часто человеческое поведение является полем перекреста мужского и женского, несёт сдвоенные смыслы. Например, та же эякуляция — вроде бы «мужское» действие, сперма проникает глубоко в женское тело. Но с другой стороны, пенис рождает, ведь миллионы живых существ начинают свою короткую жизнь.

Андрэа Саббадини, аналитик IPA из Лондона, рассказал о том, что в Великобритании всё больше молодых людей выбирают себе гендер вне бинарной традиции, что вызывает определённое беспокойство у специалистов. С другой стороны, он считает, что психоаналитик подобен писателю-призраку, который постоянно «перезаписывает» личную историю пациента, помогая тому обрести свою идентичность. В этом плане психоаналитик не должен влиять на выбор человека, кем ему быть, а может лишь задокументировать этот выбор, и изменения в предпочтениях общества. Получается, что и мы, как специалисты, не должны становиться узниками собственных или навязанных годами чужого опыта представлений, а имеем право искать свой путь, своё осмысление этой профессии.

При наличии хорошо развитых феминных и маскулинных черт личности, человек находит выходы в, казалось бы, не имеющих решения ситуациях.

Юрий Бобовский и Манана Лепсверидзе рассказали нам о поиске маскулинного в женских персонажах и феминного в мужских в сказках и мифах. Я запомнил мысль, что любой человек, независимо от того, кто он, мужчина или женщина, в разные периоды жизни попадает в ситуации, которые требуют участия противоположной своему полу части психики. При наличии хорошо развитых феминных и маскулинных черт личности, человек находит выходы в, казалось бы, не имеющих решения ситуациях.

После завершения официальной части программы желание исследовать тему мужского и женского вышло на новый уровень, и мы с коллегами продолжили обсуждение. Меняя прибрежные кафешки и острые темы для столкновения мнений, мы, как я полагаю, смогли сделать самое главное — ответили себе на вопрос, кто мы такие в психоанализе, как специалисты, и как пациенты тоже. Большое количество тёплых эмоций и ярких впечатлений не оставляют сомнений, что мы соберёмся снова уже через год! 

Другие статьи выпуска №12
КОНФЕРЕНЦИИ: познание, развитие, стабильность
Черникова А.Ю.
Чернова Л.А.