Мазалова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО-Новосибирск) и ECPP (Vienna, Austria)
Мазалова Наталья Александровна
  • Психолог, психоаналитик
  • Член ЕАРПП (Россия, РО-Новосибирск) и ECPP (Vienna, Austria)
Заблудившаяся душа. Феномен трансгендерности: определение, трудности и пути решения
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ PDF

«Я всегда считала, что истории про души, застрявшие между мирами — это из области фантастики. А они рядом с нами живут», — промелькнула мысль, когда я посмотрела документальный фильм «Трансгендеры. Смешение полов» (реж. Михаил Барынин, 2018 г). В нем показаны три жизни трех уже немолодых трансгендерных людей: Рене Джакса, Уолта Хейера и Билли Бёрли. Красной невидимой ниточкой сквозь их повествование тянется глубокое страдание. Еще тогда у меня зародилось желание написать статью про трансгендерных людей. И оно не заставило себя ждать. В качестве примеров я буду приводить истории этих людей.

27 февраля 2021 года прошла II психоаналитическая конференция «Что сказал бы Фрейд? Эра лиминальности», организованная РО-Ярославль ЕАРПП. В ее рамках прозвучал доклад «Транзишен и детранзишен. Т-персона, как явление лиминальности», авторы: Тамара Юрьевна Кутукова и Екатерина Владимировна Терехова. Доклад был живым, динамичным, вызвал интерес и много вопросов.

Цель данной статьи — просветительская, ознакомительная. Явление трансгендерности до сих пор окутано домыслами, поэтому есть желание расставить все на свои места, разложить по полочкам. Тамара Юрьевна и Екатерина Владимировна затронули деликатную и важную тему, в терминах которой можно по неосторожности запутаться. Вероятность того, что в кабинете психоаналитика может появиться человек, называющий себя трансгендером высока. Коллеги познакомили нас с причинами возникновения трансгендерности, а также с теми особенностями и трудностями, с которыми сталкивается трансгендерный человек в жизни и психоаналитик при работе с такими клиентами.

Трансгендер — это человек, у которого не совпадает гендерная идентичность или его гендерное выражение с биологическим полом, зарегистрированным при рождении. Например, человек в теле мужчины психологически чувствует себя женщиной или наоборот. Одни трансгендерные люди идентифицируют себя с гендером, который противоположен их полу. Другие имеют идентичность, которая выходят за рамки бинарной гендерной системы[1].

Трасгендеры испытывают гендерную дисфорию — дистресс из-за несовпадения между своей гендерной идентичностью и полом, записанным при рождении. Из-за этого в ранее действующей с 1994 года Международной классификации болезней (МКБ-10) трансгендерность относилась к группе «Расстройства половой идентификации». В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пересмотрела классификацию и утвердила новое издание МКБ-11, из которого данный раздел исключен. Теперь трансгендерность связана с категорией сексуального здоровья и характеризуется как «Гендерное несоответствие»[2]. МКБ-11 вступит в силу с 1 января 2022 года[3].

Тамара Юрьевна Кутукова отметила, что «данные изменения позволят снизить уровень стигматизации и окажут положительное влияние на предоставление медицинских услуг трансгендерам во всем мире, так как теперь идет отсылка не к расстройствам, а непосредственно к страданию человека, связанному с отношением к своему полу и гендеру». Действительно, включение данной категории в МКБ-11 предоставляет более широкие возможности для обучения специалистов в области здравоохранения и психологии, для разработки стандартов и способов помощи клиницистам и членам семьи трангендерных людей, включая адекватное информирование о манипуляциях и дальнейших исследованиях, которых в настоящее время не хватает.

Ранее трансгендерных людей называли «транссексуал» или «транссексуалка». Эти понятия ввели в обиход врачи и психологи. Однако большинство трансгендерных людей считают эти слова для себя оскорбительными по двум причинам. Во-первых, данные обозначения возвращают их к тем временам, когда трансгендерность ассоциировали с психологическим нездоровьем. Во-вторых, возрождают фантазии о том, будто транссексуалы делают что-то с собою только ради секса. В настоящее время понятие «транссексуал» принято заменять на «трансгендер», синонимы «трансперсона или т-персона», «трансгендерный человек», «человек, совершивший гендерный переход» и т. д. Хотя в реальности встречаются люди, которые предпочитают, чтобы их называли «транссексуал» или «транссексуалка». Поэтому рекомендуется называть их так, как им предпочтительнее.

Порою трансгендеров путают с небинарными идентичностями — людьми, которые не совпадают со стереотипными гендерными ролями. Их насчитывают более тридцати видов. Например, кроссдрессеры[4], гендерквиры[5], безгендерные[6], мультигендеры[7], аутизмгендеры[8], гендерфлюиды[9] и многие другие. Все эти гендерные идентичности существенно различаются между собой.

У трансгендерных людей возможна любая сексуальная ориентация: гетеросексуальная, гомосексуальная, бисексуальная. Не исключены сексуальные влечения к людям, не вписывающимся в рамки бинарной гендерной системы.

 

Каковы же причины трансгендерности?

В настоящее время попытки толкования патогенеза трасгендерности с психиатрических позиций оставлены окончательно. Выдвигаются следующие теории, связанные с:

- генетикой,

- структурой мозга,

- деятельностью мозга,

- воздействием андрогенов во время внутриутробного развития.

Также имеются теории, которые связывают трансгендерность с психологическими и поведенческими факторами. Все эти теории не являются взаимоисключающими.

В качестве примера Тамара Юрьевна представила несколько исследований, касающихся причин трансгендерности. Например, пренатальное влияние на половой диморфизм[10], нейрогенетические исследования профессора Д. Свааба с коллегами.[11] В нашей стране изучение трансгендерности ведется примерно с 1968 года. В поисках биологического субстрата, создающего эндогенно-конституциональное предрасположение, был выявлен реальный факт существования половой дифференциации мозга [Бухановский А. О, Андреев А. С., 1985]. Известно, что к искажению аутоидентификации (полового самосознания) и ощущению принадлежности к другому полу, приводят грубые нарушения дифференцировки структур мозга, ответственных за половое поведение, и в первую очередь гипоталамуса, преоптической области и миндалевидного тела, происходящие внутриутробно [Бухановский А. О., 1986; Мопеу J., 1978; Heiho F. L., 1982; Gооrеn L. J. С, 1990].[12]

Исследования указывают на врожденные причины трансгендерности. Выраженность нарушения половой дифференцировки может варьировать в широких пределах, что объясняет многообразие вариантов трансгендерности: от ярких «ядерных» до стертых «краевых» форм. Трансгендерность встречается практически во всех этнических группах, несмотря на значительные культурные различия, что тоже может служить косвенным доказательством наличия биологической основы этого феномена.

«Изменения в личности человека происходят задолго до транзишена, — рассказывает Екатерина Владимировна Терехова, — Сначала испытывается внутренний дискомфорт. Идут ощущения несоответствия своему полу, дисгармоничность. Потом начинаются эксперименты с телом и внешностью, с мировосприятием. Чем в более раннем возрасте к человеку приходит подобное осознание, тем более ядерной считается трансгендерная идентичность. Однако переживание гендерной дисфории и принятие своей гендерной идентичности может происходить на различных возрастных промежутках». «Я был худеньким ребенком-интровертом. У меня были нарушения речи. Я пытался говорить, но окружающие меня не понимали. Мое тело говорило мне, что я мальчик, а мое сознание, что я девочка. Я не знал, как быть. Я хотел походить на сестер. И когда моя старшая сестра начала краситься, я стал экспериментировать в ванной с ее косметикой», — делится своими воспоминаниями Билли Бёрли.[13]

Е. В. Терехова очертила круг проблем, с которыми сталкиваются трансперсоны:

- эмоциональные проблемы;

- коммуникативные проблемы,

- проблемы партнерства.

Она подчеркнула, что понимание их проблем важно для выстраивания оптики специалиста, из которой должна быть исключена патологизация внутреннего процесса клиента.

Эмоциональные проблемы. Гендерная и телесная дисфория — болезненно-негативное эмоциональное состояние (страдание), дискомфорт, который проявляется в сочетании с тревожностью, депрессией, пребыванием в пониженном и раздражительном состоянии. Колебания неадекватной самооценки: от слишком высокой до слишком низкой и обратно. Эмоциональная лабильность и/или проблемы с проявлением эмоций: сокрытие, утрирование, накручивание и т. д. От неприятия до ненависти к своему телу или его органам. Все это может отягощаться суицидальными мыслями и соответствующим поведением.

Коммуникативные проблемы. Недоверие, подозрительность, уход от контактов, необходимость признания и его постоянного подкрепления, использование людей, неадекватная репрезентация себя, преувеличенная женственность или мужественность или, наоборот, желание быть незаметным. Ощущение себя как неполноценного, ненастоящего внутри и снаружи.

Проблемы партнерства. Трудности в отношениях с родственниками и окружающими людьми из-за непринятия и непонимания того, что происходит. Сложности в сексуальной сфере: отказ от секса, невозможность найти сексуального партнера и партнера для жизни.

Екатерина Владимировна рассказывает, что трансгендерные люди часто сталкиваются с мисгендерингом — когда окружающие люди используют местоимения, не совпадающие с гендерной идентичностью человека. Например, девушка, которая хочет быть юношей и пытается себя демонстрировать таковым. Она подстригает волосы, делает грубее голос. Ей хочется, чтобы к ней обращались как к мужчине. А обращаются как к девушке. Трансперсон травмирует, когда в отношении них используют местоимения и обращения, не соответствующие их внутреннему переживанию идентичности. Мисгендеринг вызывает большое количество отрицательных эмоций, которые внедряются в ту идентичность, которую они формируют внутри себя для создания хоть какого-то комфорта при принятии себя и себя в обществе.

Рене Джакс[14], трансгендерная женщина-писательница, описывает трудности, с которыми она столкнулась в молодости: «К 18 годам, когда я окончила школу, я в основном носила женскую одежду. И примерно в 20 лет я решила, что я буду жить, как женщина. [...] В собственном сознании я всегда была женщиной. Я хотела ходить на свидания и не говорила мужчинам, с которыми встречалась, о том, что у меня есть пенис. И когда они это обнаруживали, то они приходили в ярость. Пару раз меня очень сильно избили».

Общество ведет себя недостаточно цивилизовано при встрече с неизвестным и непонятным феноменом трансгендерности. Насилие может быть физическим, сексуальным или вербальным. Вот набор общественных санкций, с которыми приходилось сталкиваться трансперсонам:

- непонимание вплоть до отрицания этого феномена (87,6%);

- осуждение вплоть до презрения (78,1%);

- удивление вплоть до любопытства (75,1%);

- директивное принуждение и пресечение, вплоть до административного и физического воздействия и побоев (27,9%);

- табуирование вплоть до запретов и изгнания (из трудового или учебного коллектива, неформальной группы, гостиниц, самолетов и пр.— 37,2%).

Несмотря на то, что эти данные относятся к исследованиям 1994 года, в современности мало что изменилось.[15] Во всем мире трансперсоны сталкиваются с трансфобией со стороны отдельных людей и общества в целом. Она выражается в форме дискриминации, ненависти, отвращения, агрессивного поведения по отношению к трансперсонам из-за несоответствия существующим в обществе гендерным ожиданиям и нормам. С 1998 года 20 ноября ежегодно отмечается День памяти трансгендеров, убитых в результате трансфобии. Цель этого дня — привлечь внимание к продолжающемуся насилию, которому подвергаются трансгендерные люди во всем мире. Например, трансгендер Уолт Хейер[16] делится: «Я не живу подолгу в одном городе. Так я чувствую себя в большей безопасности. Потому что люди могут узнать, кто я и чем занимаюсь. Я не хочу, чтобы окружающие знали об этом. Я не хочу, чтобы они отвергли меня».

Трансгендерный человек может испытывать огромное количество отрицательных эмоций, с которыми приходится как-то справляться. Порой трансгендеры готовы на любые жертвы, операции и физические мучения, лишь бы обрести столь желанное внутреннее единство. Кого-то не страшат ни возможные увечья, ни смерть (самоуничтожение), которая тоже часто видится формой разрешения внутренних конфликтов. Альтернативой становится идея о транзишене (трансгендерном переходе), как воплощении в реальность мечты о переживании единства тела и гендерной идентичности, избавления от страданий и обретения своего места в обществе.

«Существует миф, — рассказывает Екатерина Владимировна Терехова, — что у трансгендерных персон нет сомнений относительно своего пола. Например, если человек понимает, что он не мужчина, то он — точно женщина. В реальности внутренний процесс протекает намного сложнее. Имеется огромное количество состояний между «чего я хочу» и «что мне надо», «хочу» и «боюсь», «а действительно ли хочу или мне это кажется?». Большинство клиентов задаются вопросами: «почему я такой?», «почему так со мной происходит?», «от чего мне это?». Однозначные ответы найти сложно. Ведь феномен трансгендерности неоднозначен и суть не всегда понятна. Для трансгендерного человека очень важно прийти к пониманию своей истории, своего пути, к осознанности того, почему он хочет или пытается совершить трансгендерный переход».

Есть еще один очень важный и волнительный момент — это каминг-аут[17]. Каждый трансгендер решается на него в свое время. Все индивидуально и все зависит от степени доверия и эмоциональной близости с теми, кому желают признаться в истине. У некоторых трансперсон тревога, связанная с каминг-аутом, может быть зашкаливающей, до возникновения панических атак и возникновения психосоматических заболеваний. В ответ каждый из них надеется получить если не поддержку, то хотя бы неосуждение и желание понять их, чтобы со временем принять необходимую информацию и смириться с ней. Но может произойти обратное. «Родители не готовы отказаться от меня, но и принимать меня тоже не готовы», — откровения одного публичного трансгендера после каминг-аута. Встречаются родители, которые всегда замечали, что с их ребенком происходит что-то не то. В этом случае каминг-аут приносит облегчение и трансгендерному человеку, и его близким.

Существует несколько видов транзишена:

- заменительная гормональная терапия (ЗГТ) двух видов: феминизирующая и маскулинизирующая. Обычно длится всю жизнь;

- хирургическая коррекция пола (ХКП). Может быть исполнена в двух вариантах: Ж→М (с женского на мужской) и М→Ж (с мужского на женский). Обычно это не одна, а ряд операций;

- смена пола и/или имени в документах.

Путь трансгендерных персон, решившихся на тот или иной вид перехода, похож на путь героя, который преодолевает все возможные и невозможные преграды на пути к единству своей идентичности.

«Для одних важнее изменение тела с помощью ЗГТ и/или ХКП, для других принципиальна только смена пола и/или имени в документах. Зарубежные исследования и статистика показывают, что большинство приходит к этому решению в уже зрелом возрасте, имея за плечами семьи, детей и определенный социальный статус», — сообщает Е. В. Терехова.

ЗГТ назначается после получения справки о половом несоответствии после прохождения психиатрической комиссии в совершеннолетнем возрасте и на определенных условиях. Далее эндокринолог назначает препараты. В реальности все может происходить несколько иначе. Прием ЗГТ начинается намного раньше, еще до получения справки, нередко неофициально и в подростковом возрасте. Человек переживает сильные эмоции, связанные с приобретением первых уколов, первых таблеток. Волнительны и первые наблюдения своего перерождения: первые изменения в физиологии своего тела, первые результаты. «Здесь предполагается переживание гендерной эйфории, но в реальности мы сталкиваемся с различными эмоциями», — отмечает Екатерина Владимировна Терехова.

Вот что рассказывает Рене Джакс[18] о своем переходе из мужчины в женщину: «Поворотным моментом была встреча с доктором, который прописал мне гормоны. Сначала думаешь, что если я начну принимать гормоны для перехода в женщину, то моя жизнь будет прекрасной. А потом — если бы только было возможным сделать чуть повыше голос, было бы классно. Следующей приходит мысль — вот бы сделать грудные импланты. Это всё, что мне нужно! Но на этом никто не останавливается. В итоге, пройдя гормонотерапию, вам удается убедить врача сделать операцию по перемене пола. Я изменила пол в 1990 году. В глубине души я не думала… Я думала, что это будет точно так, как все, что я делала прежде. Но надеялась, что, наконец, я смогу почувствовать себя цельной».

Хирургическая коррекция пола — это и болезненно, и затратно. В настоящее время генетический пол человека изменить невозможно. Такой биологический признак, как наличие или отсутствие Y-хромосомы, а также меры его изменения, не является значимым вопросом для трансгендерных людей. Их тревожит другое. «На понимание мужественности или женственности сильно влияют гендерно-нормативные установки, — сообщает Екатерина Владимировна, — а у людей, которые относят себя к трансперсонам, гетеронормативность сильно превалирует. По их мнению, они должны быть или настоящей женщиной, или настоящим мужчиной. А это не всегда возможно, даже чисто технически в силу определенных физиологических причин. И этот факт тоже выбивает из колеи людей, которые начинают совершать переход. Человек, который решился на переход, подвержен огромному количеству переживаний и обстоятельств, через которые он должен пройти».

При смене документов трансгендерным людям приходится продираться через бюрократические процедуры, словно сквозь густые джунгли. Т-персона опять встречается с мисгендерингом и обесцениванием того, что считает для себя важным. Прибавляется череда новых вопросов. Если человек учится, то каким образом на изменения отреагируют администрация учебного заведения, учителя, однокурсники? А как на эту перемену отзовутся работодатель и коллеги, если человек работает? И в какой общественный туалет потом заходить, если человек ведет себя и выглядит как мужчина, имеет документы и имя мужчины, но у него половые органы женщины? В настоящий момент в юридическом секторе обсуждается вопрос о том, в какую тюрьму отправлять трансгендерных людей, если они преступили закон. В мужскую или женскую?

Еще одна проблема — это проблема принятия перехода родственниками. «Психосексуальная ориентация принимается близкими людьми намного проще, чем момент перехода. Это связано и со здоровьем, и с позором, который в нашем российском обществе возможен. Случаи, когда близкие люди принимают этот факт достойно, очень редки. И они вызывают уважение», — сетует Екатерина Владимировна.

Вот что рассказывает Билли Бёрли[19], который после перехода с мужского пола на женский стал задумываться о следующем: «Все мои проблемы, по идее, уже должны были решиться. Но этого не случилось. Проблем у меня стало даже больше. Непросто было сойти за настоящую женщину. Нужно правильно причесываться, правильно накладывать макияж, правильно выглядеть, чтобы окружающие люди не испытывали дискомфорта. Потому что всегда видно, когда человек понимает, что ты трансгендер. Я подумал, что это не жизнь. В моей жизни ничего не изменилось. Я продолжаю страдать. Мне лучше жилось до операции, до гормональной терапии. И где-то лет через пять после операции я начал задумываться о том, чтобы совершить обратный переход».

Рене Джакс[20] через несколько лет после перехода сделала такой вывод: «Изменение пола не решило моих проблем. Честные доктора говорят о том, что гендерное расстройство никуда не уходит. Недовольство полом начинается с анатомии. Но на самом деле это просто нелюбовь к себе».

Некоторые транслюди, пережившие переход, говорят, что многие проблемы закрываются лишь на время. Уверенность в себе появляется на короткий срок, пока существуют надежды на перемены к лучшему. В дальнейшем проблем становится еще больше. После хирургической коррекции половых органов может возникнуть недовольство ими, трудности с достижением оргазма. Трансгендерным мужчинам, например, трудно найти презервативы нужного размера, так как у нас в обществе все стандартизировано. Снова может возобновиться или продолжиться ненависть к своему телу. Из-за этого зачастую происходит отказ от заботы о своем здоровье. Воскрешаются суицидальные мысли и действия. Может возникнуть алкоголизация, наркомания. «Я испытал такое разочарование, что я истратил впустую столько лет, занимаясь всем этим. Счастливым я себя так и не почувствовал», — произносят некоторые т-персоны. А родственники эхом отзываются: «А мы тебе говорили, что не надо!». Это добавляет чувство вины, обостряет сомнения, которые были и до этого,  могут появиться мысли о детранзишене.

Детранзишен — это возврат к своему прежнему анатомическому полу. Иначе его могут обозначать как «обратный переход» или «откат».

Тамара Юрьевна Кутукова подытожила: «Сама по себе гендерная дисфория не является необходимым и весомым основанием для перемены пола и для осуществления перехода. Поскольку переход является серьезным гормональным и хирургическим вмешательством, навсегда меняющим тело человека. Меняющим настолько, что это серьезно сказывается на его здоровье и социальной жизни. И даже если он остановит гормональную терапию, то изменения все равно останутся. Крайне опасно отрицать какие-то сложности, которые могут быть завуалированы трансгендерной тематикой. Детранзишен — это не отмена транзишена, несмотря на семантику слов. Это создание новой идентичности на основе разрушенной или уничтоженной прежней. Это травматичный путь, который редко сопровождается радостью. Поэтому поддержка специалиста, который не стремится категоризировать своего пациента, который настроен лояльно, будет очень полезна».

Точно так же среди трансгендерных людей встречаются люди разных уровней организации личности: невротического, пограничного и психотического. Точно так же встречаются люди с разными типами организации характеров. Точно так же встречаются люди с разнообразной психологической травматизацией. Вероятно, сначала будет непривычным обращаться к женщине мужским именем, а к мужчине женским. Но так душа с душою говорит.

Психоаналитическая терапия может помочь трансгендерным людям в развитии понимания себя, развитии личной инициативы, способности управлять эмоциями, в развитии силы Эго и связности самости, способности любить, работать, играть, а также в общем в достижении хорошего самочувствия и обретении целостности.



[1] Бина́рная ге́ндерная систе́ма, ге́ндерная бина́рность (англ. gender binary), ге́ндерный бинари́зм (англ. gender binarism) — это способ общественного устройства, при котором пол и гендер разделяются на две отдельные и противоположные друг другу категории: мужчин и женщин. Это один из общих типов гендерных систем.

Бинарная модель предполагает, что «пол», «гендер» и «сексуальность», по умолчанию, всегда находятся в соответствии. Например, если человеку при рождении приписан мужской пол, то от него ожидается маскулинная внешность, черты характера и поведение, а также гетеросексуальное влечение к «противоположному» полу. Один из главных механизмов, с помощью которых выстраивается такое соответствие, — это натурализация, то есть представление социальных процессов как природных и естественных. Бинарная гендерная система является господствующей в современном мире, хотя на протяжении истории существовали, а во многих культурах до сих пор продолжают существовать другие гендерные системы. https://ru.wikipedia.org/

[2] https://psychiatr.ru/files/magazines/2016_10_wpa_1014.pdf

[3] https://vademec.ru/news/2019/05/31/voz-isklyuchila-transgendernost-iz-spiska-psikhicheskikh-rasstroystv/

[4] Кроссдре́ссинг (англ. cross-dressing) — ношение одежды или аксессуаров, которые в определённом обществе ассоциируются с противоположным полом. Испокон веков кроссдрессинг используется в целях маскировки, удобства и самовыражения. У этого термина есть существует другое значение «трансвестизм». «Кроссдрессинг» и «трансвестизм» не являются синонимами понятия «трансгендер».

[5] Гендеркви́р (англ. genderqueer, от гендер и квир) или небина́рный ге́ндер — спектр гендерных идентичностей, отличных от бинарного мужского и женского гендера. У гендерквиров идентичность может выходить за пределы традиционной бинарной гендерной системы, быть комбинацией мужского и женского гендера (бигендерность, тригендерность), являться плавающей, то есть изменчивой со временем (гендерфлюидность, от англ. fluidity — «подвижность, изменчивость»), либо полностью отсутствовать (агендерность).

[6] Безгендерные – люди без гендерной идентичности. Синонимы: агендер, бесполый.

[7] Мультигендерный человек имеет более одной гендерной идентичности. Это может означать, что они есть у них одновременно, или что они часто переключаются между ними в разное время.

[8] Аутигендер, аутгендер, аутист или аутик - гендерная идентичность, которую некоторые небинарные люди с аутизмом предпочитают использовать для описания себя.

[9] Гендерфлюиды – это люди гибкие в отношении своей гендерной идентичности. Они могут переходить от одной идентичности к другой на протяжении жизни, либо проявлять маркеры различных гендеров одновременно.

[10] Shuvo Ghosh, MD, FAAP, DABP Assistant Professor of Pediatrics, Developmental-Behavioral Pediatrician, Child Development Program, Division of General Pediatrics, Montreal Children's Hospital, McGill University Health Center.  https://emedicine.medscape.com/article/917990-overview#showall

[11] http://proneuroscience.ru/mozg-transgendera/

[12] Калинченко С. Ю. Транссексуализм. Возможности гормональной терапии— М.: Практическая медицина, 2006

[13] Участник документального фильма «Трансгендеры. Смешение полов», 2018.

[14] Участница документального фильма «Трансгендеры. Смешение полов», 2018.

[15] Бухановский А. О. Автореферат диссертации «Транссексуализм: клиника, систематика, дифференциальная диагностика, психосоциальная реадаптация и реабилитация». 1994 год.

[16] Участник документального фильма «Трансгендеры. Смешение полов», 2018.

[17] Ка́минг-а́ут, также ка́мин-а́ут, ка́минг а́ут и камина́ут (от англ. coming out «раскрытие; выход») — процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству, либо результат такого процесса. Термин «каминг-аут» применяется преимущественно по отношению к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям (сокр. ЛГБТ), которые перестали скрывать от окружающих свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность. Выражение «каминг-аут» является прямым заимствованием устоявшегося англоязычного выражения coming out (сокр. от coming out of the closet — букв. «выйти из шкафа», по смыслу «выйти из потёмок; открыться»).

[18] Участница документального фильма «Трансгендеры. Смешение полов», 2018.

[19] Участник документального фильма «Трансгендеры. Смешение полов», 2018.

[20] Участница документального фильма «Трансгендеры. Смешение полов», 2018.

Другие статьи выпуска №2
ПСИХОАНАЛИЗ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: ретравматизация, регрессия, выгорание
Маргулис А.